Студентам БГУ запретили праздновать День святого Валентина. Ранее в учебных заведениях уже не разрешали проводить мероприятия, приуроченные к Хэллоуину. Аргументация в обоих случаях была общей — «данные праздники являются западными, никакого отношения к нам и нашей культуре не имеют». В этой политике нет ничего нового. Аналогичные абсурдные запреты и попытки прервать связи с Западом уже имели место в Советском Союзе. Но все они провалились. Рассказываем подробности.
В 1945-м Советский Союз стал одним из победителей во Второй мировой войне. Но долгожданный мир не привел к ослаблению тоталитарного сталинского режима. Наоборот, вскоре началось повсеместное ужесточение правил и «закручивание гаек». Репрессии вышли на новый виток. Все эти события происходили в условиях начавшейся холодной войны с Западом, которая вот-вот могла перерасти в горячую.
Как отмечает историк Андрей Фатеев (автор монографии «Образ врага в советской пропаганде. 1945−1954 гг.»), поворот в советской пропаганде произошел осенью 1947 года. Еще в мае Иосиф Сталин уважительно отзывался о строе, который выбрал американский народ, но уже в сентябре США и Великобританию объявили врагом № 1.
Государственные СМИ отреагировали незамедлительно: в два-четыре раза возросло количество материалов о «диктате» (или «колониальной политике») США в Европе, примирительном отношении Запада к фашистским преступникам, «неминуемом крахе» капитализма, «растленности» западной культуры, «лицемерии буржуазной демократии». Советские газеты и журналы высмеивали политиков Запада, действия которых сравнивались с гитлеровскими.
Атака шла по двум направлениям. Точнее, пропагандисты оперировали двумя формами образа врага. Первым, внешним, считался «американский империализм и его сателлиты». Вторым, внутренним врагом, были «космополиты» — «граждане мира», в советской интерпретации под определением понимались люди, лояльно относившиеся к Западу и его культуре. Андрей Жданов, один из соратников Сталина, пошел дальше и использовал в 1948-м термин «безродный космополит». «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину — означает <…> потерять свое лицо, стать безродным космополитом», — заявил он.
Термин оказался очень расплывчатым. Например, Андрей Фатеев приводил в своем исследовании следующую цитату из публикации в «Литературной газете»: «В какие бы одежды он ни рядился, под каким бы псевдонимом он ни выступал — под видом ли панамериканизма, католицизма, сионизма или под любым другим наименованием, — космополитизм активно служит интересам империалистической реакции». Неопределенность трактовок этого термина давала широчайший простор для интерпретаций.
Общее было лишь то, что космополиты трактовались как противники национальной культуры, антипатриоты и «пятая колонна» США. Одновременно с «борьбой с космополитизмом» проводилась еще одна, взаимосвязанная с ней компания — борьба с «низкопоклонством перед Западом».
Целью обеих было максимально «закрутить гайки» в советской внутренней политике, ликвидировать какие-либо связи с западным миром, а также подготовить советское общество к потенциальной войне против вчерашнего союзника по Второй мировой.
Компании против Запада проходили в самых разных сферах. Коснулись они даже семейной жизни людей. 15 февраля 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Его текст был максимально лаконичен:
1. Воспретить браки между гражданами СССР и иностранцами.
2. Поручить Президиумам Верховных Советов союзных республик привести законодательство республик в соответствие с настоящим Указом.
На словах закон вводился, чтобы защитить советских женщин. В многочисленных статьях на эту тему приводится следующая цитата, якобы представленная в законе: «женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации». В самом документе ее нет. Можно допустить, что она содержалась в каком-либо программном документе того времени, опубликованном в прессе (например, в газете «Правда»).
Важно, что указ не только запрещал браки с иностранцами, но и аннулировал все ранее заключенные. Формально нарушителей ждало лишение свободы на срок от шести месяцев. Но на практике их осуждали по знаменитой 58-й статье (контрреволюционная деятельность), в которой шла речь об антисоветской пропаганде, шпионаже, измене Родине и так далее. Причем отказ от советского гражданства ситуацию не спасал. Это также трактовалось властями как измена Родине.
Жертвами применения указа на практике стали тысячи людей — от обывателей до знаменитостей. По этапу пошли две звезды советского кино. Это актриса Зоя Федорова, завязавшая отношения с американским дипломатом Джексоном Тейтом, а также актриса Татьяна Окуневская, так и не выдавшая своего избранника. Типичную историю, рассказывающую о жизни обычных людей, перевернутой сталинским указом, представил в пьесе «Варшавская мелодия» драматург Леонид Зорин — спектакли по ней шли во всем Советском Союзе (в том числе и в Беларуси).
К счастью, документ действовал недолго. В марте 1953-го умер Сталин. Спустя восемь месяцев указ отменили.
Впрочем, гонения на граждан, решившихся заключить брак с иностранцами, полностью не прекратились. Их зачастую выгоняли с работы и препятствовали трудоустройству. Лишь в 1969-м новый Кодекс о браке и семье узаконил такие отношения в СССР. Хотя даже тогда требовалось собрать огромное количество документов, выдержать давление или, как минимум, разговор с сотрудниками КГБ. Заключить такой брак можно было только в крупных городах и только в определенных ЗАГСах.
Полная свобода в выборе мужа или жены наступила только после распада СССР.
Источник: Zerkalo