25 января в Минске прошел выездной семинар «Республика Беларусь: от истоков до современности», организованный Советом Республики и рядом других госучреждений (в том числе Минобром и Минкультом). Резолюция, опубликованная по его итогам в госСМИ, чрезвычайно важна: она показывает, какие нарративы доминируют в предлагаемой властями версии толкования белорусской истории. Вероятно, основанные на них утверждения в ближайшие годы будут продвигаться в школах и в вузах, на них же будет основываться государственная пропаганда. Объясняем на конкретных фактах примеры манипуляций, которые есть в резолюции.
Семинар вместе с Советом Республики организовали Национальная академия наук, Академия управления, Национальный центр законодательства и правовых исследований. В нем принимали участие руководство Совета министров, администрации Лукашенко, министерств информации, культуры, образования, спорта и туризма, представители Генпрокуратуры, Белорусской православной церкви и так далее. Это показывает, что принятые положения будут транслироваться в связанных с этими учреждениями сферах и станут основой государственной политики в сфере образования.
Сразу заметим, что многие из утверждений, о которых мы будем рассказывать, власти продвигали и раньше — например, в регулярно публикуемых методичках для идеологов. Мы уже делали разборы подобных документов (раз, два). Но нынешнее событие принципиально важное, так как его статус гораздо выше. Участие в нем представителей Академии наук, Минобра и Минкульта позволяет предположить, что теперь именно такая версия истории станет основной для всех учреждений, находящихся под крылом государства.
Участники семинара всячески противопоставляют Речь Посполитую и Российскую империю. Сперва цитата: «тяжелым испытанием для белорусов был период нахождения в составе Речи Посполитой — федеративного государства Польского Королевства и Великого княжества Литовского». В качестве примеров таких испытаний приводятся «войны, социальные и конфессиональные конфликты, культурная и государственная ассимиляция, полонизация шляхты и мещан», которые «привели к упадку культуры белорусов, существенно замедлили национальное развитие белорусского народа и его государственности».
А вот последовавшее затем включение наших земель в состав Российской империи, по версии авторов резолюции, «обеспечило Беларуси территориальную целостность, экономическую модернизацию и длительное мирное развитие, остановило полонизацию, содействовало развитию национально-духовных традиций, формированию белорусской нации, распространению грамотности; белорусы рассматривались как часть триединого (великорусы, белорусы и малорусы) титульного народа Российской империи».
Начнем с главного парадокса. Даже участники семинара признают ВКЛ «одной из исторических форм белорусской государственности». В Речи Посполитой княжество существовало как часть федерации. В таком случае непонятно, как уничтожение одной из исторических форм государственности, случившееся после присоединения к России, может быть прогрессивным.
Период существования Речи Посполитой действительно не самый простой в белорусской истории. Вхождение ВКЛ в состав РП привело к многочисленным негативным последствиям для все еще продолжавшей формироваться белорусской нации. В первую очередь пострадал старобелорусский язык, который в 1696 году был замещен в документах ВКЛ польским и латинским. В стране действительно происходила полонизация (и это плохо). Но аналогичный процесс (русификация) имел место и в империи — правда, об этом авторы не сказали ни слова.
Тезис о проблеме войны, с которой белорусы столкнулись в РП, тоже странный — воевала не только Речь Посполитая, но и Россия (за время нахождения белорусских земель в составе последней через них прокатились два крупнейших конфликта того времени: война 1812 года и Первая мировая). Что касается социальных и конфессиональных конфликтов, действительно имевших место в РП (и в большинстве других государств того времени), то Российская империя и вовсе запретила униатство (религиозное направление, в котором православные, сохранив свои обряды, признали власть папы римского). В конце XVІІІ века его исповедовало большинство населения современной Беларуси.
Таким образом, на Российскую империю можно перенести все претензии, выдвинутые к Речи Посполитой. Но авторы этого не делают.
Не соответствуют действительности и положительные черты, которые авторы считают характерными для периода империи. Среди них упомянуты «распространение грамотности» и «развитие национально-духовных традиций» — но ведь именно имперские власти закрыли Виленский университет (1832), а затем Горы-Горецкий земледельческий институт (1864), после чего на территории нынешней Беларуси не было ни одного высшего учебного заведения. До начала XX века не было ни одной школы с преподаванием на белорусском. До того же времени запрещалось печатание книг на родном языке на латинице. А подавляющее большинство белорусских книг на кириллице не пропускала цензура.
Источник: Zerkalo