Кажется, с началом войны в Украине Русская православная церковь стала одной из главных институций, которые поддерживают войну в Украине. На богослужении патриарх Кирилл произносит молитву, в которой просит о победе «Святой Руси», а еще добавляет, что жертва «при исполнении воинского долга смывает все грехи». Как получилось, что главная христианская заповедь «Не убей» перестала быть догмой? И как православная церковь оказалась среди оправдывающих убийства и насилие? Об этом «Зеркало» поговорило с теологом Натальей Василевич.
— Недавно глава РПЦ заявил, что ради сохранения православия в Украине нужно идти на жертвы. В то же время протоиерей Лемешонок похвалил Лукашенко за поддержку России в войне в Украине. Их заявления имеют хоть какое-то отношение к православию?
— Это сложный вопрос. Конечно, «какое-то» отношение они имеют, потому что это люди, которые в определенной мере представляют православие. Патриарх, безусловно, больше — в силу своей должности. Лемешонок — тоже в силу популярности среди определенных кругов православных людей Беларуси. Но с другой стороны, конечно, непонятно, имеет ли все это отношение к христианству. То, что проповедуется в последнее время патриархом и Лемешонком, очень далеко от христианства и вообще от человечности: поддержка диктатуры, репрессий, насилия, пропаганда лжи, которая постоянно льется с экранов телевизора и из уст политиков, развязавших войну, развязавших репрессии. Поэтому, конечно, многие верующие не согласны с тем, что говорят личности, о которых вы упомянули. И если Лемешонок для большинства верующих никакого отношения к ним не имеет (он варится в своем монастыре в своем соку), то, конечно, позиция патриарха вызывает больше непонимания. Она больше напрягает людей, потому что на каждой божественной литургии люди, живущие в Беларуси, приходят в православную церковь и вынуждены слышать это имя, молиться за этого человека как своего лидера. Для многих это большая моральная проблема.
— Одна из главных заповедей в христианстве — не убей. Тяжело понять, как при ее наличии у нынешних представителей церкви получается оправдывать войну в Украине.
— Церковь на протяжении веков вынуждена была оправдывать какие-то плохие социальные явления, в том числе войны. Очень сложно было выработать такой подход к ним, который полностью соответствовал бы христианству. Сложилась расхожая формула: своего личного врага ты не можешь убить, а врага отечества и врага православной церкви, своей веры — можешь и обязан.
Если говорить о нынешней ситуации, то сам патриарх Кирилл часто повторяет, что наивысшим проявлением христианской любви является положить душу свою за друзей своих. То есть он не считает, что кто-то идет на войну, чтобы убивать. В его понимании человек идет на войну, чтобы принести себя в жертву ради какой-то высшей цели. На мой взгляд, войну в Украине патриарх Кирилл рассматривает как освободительную. Она в его картине мира имеет особый статус. И солдаты как бы противостоят несправедливости и угнетению.
Как ни странно, эту войну патриарх Кирилл рассматривает как освобождение народов Святой Руси от ига коллективного Запада. Потому что последний хочет везде насадить свою идеологию, демократию, права человека, ЛГБТ-права. И суверенная святая Русь сопротивляется этим попыткам. Патриарх ведь нигде не говорит, что война идет против Украины. Для него это борьба против коллективного Запада. Просто Украине не повезло, что она стала центром разборок, полем боя. И сейчас у России есть миссия защитить эту территорию от всего того непотребства, которое хочет насадить Запад.
И это очень хорошо накладывается на опыт патриарха как советского иерарха, потому что там тоже был правильный советский мир и злой, негативный западный. Он, в свою очередь, хотел принести зло и разрушения всему миру, поработить рабочий класс. И если тогда эти слова касались экономической формации, то сейчас они говорят об идеологическом противостоянии. Кроме этого, патриарх и сам является продуктом пропаганды. Это тоже формирует его сознание.
Источник: Zerkalo