Минск снова пытается добиться от России рефинансирования старых долгов. Большая часть от всех займов, которые предстоит выплатить в этом году, приходится именно на РФ. Значит, послабления со стороны Москвы позволили бы облегчить долговое бремя на бюджет страны. Но это станет лишь очередной отсрочкой, которая не избавляет Беларусь от серьезных обязательств перед соседней страной. Вспоминаем, как Минск наращивал долги перед Россией и все больше концентрировался на одном источнике финансирования, несмотря на многолетние заявления о диверсификации.
Когда большой госдолг становится проблемой
Беларусь активно наращивала внешний госдолг с середины нулевых. В начале 2009 года он составлял 3,718 млрд долларов. А уже через год он вырос до 7,891 млрд долларов. По последним опубликованным Минфином данным, то есть на 1 июня 2022 года, он составлял почти 18,406 млрд. Постепенно увеличивалось соотношение внешнего госдолга к ВВП. Так, в начале 2010 года этот показатель был на уровне 16,5%, а в июне 2022-го — 26,6%. Что происходило с госдолгом с середины прошлого года, неизвестно, потому что власти стали скрывать данные.
Стоит отметить, что привлечение кредитных средств — стандартная практика для стран с развивающейся экономикой, к которым относится и наша. Более того, как правило, экономика таких стран довольно быстро растет, поэтому если брать кредиты на выгодных условиях, то можно без проблем справляться с долговой нагрузкой. Опять же, какой-то период такой была картина и для Беларуси: когда экономика растет на 5−8% в год, бюджет формируется профицитным, то платить по взятым ранее долгам не составляет проблем. Однако совсем иным становится расклад при ухудшении экономических условий и недобора средств в казне. Именно это происходит в Беларуси в последние годы.
При этом главным кредитором белорусского правительства уже много лет является Москва. В этом есть как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, белорусские власти из года в год договариваются с российским правительством о рефинансировании старых долгов, на что вряд ли соглашались бы кредиторы из других стран или международных организаций. С другой стороны, привязка к одному источнику финансирования загоняет страну в ловушку: большие долги перед одним кредитором в ситуации, когда отсутствует возможность обратиться за средствами куда-то еще, вынуждают страну идти на уступки, которых этот кредитор может потребовать.
Обязательства перед Россией — главное долговое бременя Беларуси
В 2002 году на Россию приходилась десятая часть внешнего госдолга Беларуси, и эта страна была далеко не крупнейшим кредитором белорусского правительства. А уже к 2009 году Минск должен был Москве уже половину от всего внешнего госдолга. После этого Беларуси удалось немного снизить роль Москвы как кредитора, в основном за счет размещения на внешних рынках ценных бумаг. Тем не менее в начале 2021 года кредиты РФ занимали почти 45% от внешнего госдолга.
Источник: Zerkalo