В марте 2022 года Евросоюз ввел запрет на импорт белорусской продукции деревообработки под кодом 44 — это пиленый брус и доски, фанера и ДСП, древесные пеллеты и брикеты. После этого экспорт этих позиций из Казахстана и Кыргызстана в ЕС вырос в десятки и даже тысячи раз. Беларусский расследовательский центр (БРЦ) вместе с партнерами рассказывают, как подсанкционные товары попадают на западный рынок. Мы перепечатываем это расследование с сокращениями.
Лес рубят — санкции летят
В последние годы значительную часть белорусского экспорта составляли поставки древесины. Параллельно с этим в стране сокращались лесные площади. По оценке Global Forest Watch, лесистость Беларуси за последние 11 лет уменьшилась на 11%. Пик вырубки пришелся на 2016 год, когда упали мировые цены на нефть и Александр Лукашенко начал искать другие пути пополнения бюджета.
Уже к 2020 году Беларусь вышла на 9-е место в рейтинге крупнейших поставщиков древесины и изделий из нее в страны ЕС. В 2021-м мировые цены на древесину начали активно расти, а весной и вовсе достигли рекордных показателей. По итогам года наша страна поставила на экспорт древесины и изделий из нее на 2,3 миллиарда долларов.
По данным Белстата, две трети этого экспорта шли в ЕС под таможенным кодом 44. В него входят пиленый брус и доски, фанера и ДСП, древесные пеллеты и брикеты. В Евросоюзе основными покупателями этих товаров белорусского производства были Польша, Литва, Латвия, Германия и Нидерланды.
Источник: Zerkalo