Последние два года в белорусской системе образования происходит немало изменений. В вузах увеличивают количество целевиков, ЦЭ сменяет ЦТ, в школах становится больше патриотизма. Эти и другие нововведения «Зеркало» обсудило с профессором Павлом Терешковичем, экспертом общественного Болонского комитета, экс-председателем сената ЕГУ.
Павел Терешкович с 1991 по 2008 преподавал на истфаке БГУ. Основал кафедру этнологии, музеологии и истории искусств Белгосуниверситета. Возглавлял Департамента истории ЕГУ. Сейчас участвует в конкурсе на должность ректора ЕГУ, является председателем ассоциации «Асветнік» и приглашенным исследователем в Гисенском университете им. Юстуса Либиха в Германии.
— Павел Всеволодович, давайте начнем с общего. Как по-вашему, почему власти взялись за образование.
— После событий 2020 года перед группой, которая в жесткой форме удерживает власть в стране, встала проблема ее сохранения. Эта система основана на беспрецедентном насилии, но власть пытается доказать: это нормально, и приучить к этому подрастающее поколение. В связи с этим систему образования, а в частности школы, они стараются сделать чем-то средним между казармой и тюрьмой. Это нужно для того, чтобы школа воспитывала в подрастающем поколении только одну компетенцию — покорность, и все, что может быть с этим связано. Это основной смысл нововведений. Его можно описать словом «милитаризация».
Все, что сейчас делают в школе, за исключением православного просвещения, выглядит будто попытка вернуться в СССР. Хотя на самом деле — это не возвращение, а имитация, набор магических действий: ходить строем, петь гимн и так далее. Почему имитация? Потому что при всех минусах Советского союза, к образованию и науке там было несколько иное отношение, чем сейчас. В СССР осознавали: чтобы государство выжило в технологической гонке, умные люди нужны. Сейчас, как мне кажется, такого понимания нет.
Источник: Zerkalo