Почему пропадают некоторые продукты в магазинах и ждать ли дефицита 

 |  Артур Сенько  | 

Белорусы стали замечать перебои в магазинах и сокращение ассортимента продуктов. Чиновники уверяют, что это еще не свидетельствует о дефиците. Скорее всего, так и есть. Но почему так происходит и что влияет на то, что молоко, сок и другие привычные товары иногда можно не найти? Рассказываем по пунктам.

Раньше в этих холодильниках было молоко. Магазин в Минске через месяц после начала регулирования цен. Фото читателя

Все-таки дефицит продуктов есть или нет?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что вкладывается в понятие дефицита. Если смотреть формально, то это нехватка, недостача. Вы пришли в магазин и не нашли там никакого молока — технически можно говорить о его дефиците в конкретном магазине. Если же посмотреть на это явление шире, да к тому же с учетом опыта многих белорусов, которые хорошо помнят плановую экономику в СССР и формирование белорусского рынка в 1990-е, то отсутствие молока на полках конкретного магазина — это цветочки по сравнению с тем, каким был дефицит в те годы. То есть дефицит в широком понимании — это глобальный недостаток товара, когда спрос на него превышает предложение. Именно в таком определении чаще всего используется это слово экономистами и чиновниками. Исходя из этого, говорить о дефиците товаров в Беларуси пока рано.

Но уже сейчас можно заметить, что ассортимент продуктов и непродовольственных товаров в магазинах стал более скудным. А торговые стеллажи нередко заставлены не привычным битком, а по несколько единиц разных товаров. Бывает и такое, что весь стеллаж заполнен только одним видом продукта, а альтернативы либо нет вообще, либо она очень скудная. Как на фото ниже.

Выбор соков с крупном супермаркете в Минске через месяц после начала регулирования цен. Фото читателя

В этом случае можно говорить о сужении ассортимента товаров в магазинах и сокращении объемов поставок в торговые объекты.

С чем связаны перебои в ассортименте

Тому есть целый комплекс причин. Во-первых, против Беларуси действуют несколько пакетов санкций, а порой даже без них некоторые иностранные компании не хотят работать с белорусскими, чтобы не испортить себе репутацию сотрудничеством со страной-соагрессором. Да, статус нашей страны как соучастницы военной агрессии оказывает влияние даже на уровне бизнеса и личных отношений между людьми. Именно по этой причине некоторые мировые бренды решили уйти с белорусского рынка, а часть тех, кто не находился тут физически, перестали продавать свою продукцию компаниям из нашей страны.

Усугубили ситуацию контрсанкции, введенные белорусскими властями в отношении товаров компаний из стран, которые в Минске сочли недружественными. А это практически весь развитый мир, в первую очередь США и страны Евросоюза. Что это означает на деле? Допустим, раньше вы иногда покупали французский сыр бри или литовский твердый «Джугас». А в этом году его могут ввозить из этих стран только отдельные компании и только с разрешения чиновников (точнее, по квотам). Это означает, что раньше такой товар легко было найти в любом гипермаркете, а теперь только в некоторых. Но все же товар можно было найти, пока в правительстве не решили вернуться к методу борьбы с инфляцией, который использовался в Советском Союзе, а именно — ограничению цен.

Итак, в этом году из-за санкций, усложнившейся логистики, мировой инфляции и эмбарго ввозить тот самый сыр, который вы любите, стало сложнее. Но импортеры все же могли его ввозить, правда, чтобы не работать себе в убыток, наценку на него устанавливали в размере условных 50%. В итоге товар был дороже для импортера, для магазина и, конечно, для конечного потребителя. Значит, купить его теперь могло меньшее число белорусов, но тем не менее этот товар в магазине был. А тут вдруг правительство вводит ограничение по ценам, а именно говорит, что наценку на этот сыр можно установить не больше 30%. Импортер просчитывает, что для него этот продукт продолжает дорожать, а продавать местным магазинам он сможет сыр с такой ценой, которая не покрывает все его расходы, не говоря уже о том, чтобы заработать на этом. Что логично делать в такой ситуации? Отказаться от этого продукта. В итоге вы приходите в магазин за тем самым французским сыром (или любым другим импортным товаром) и просто-напросто не находите его.

Если говорить про сами магазины, то они тоже оказались в сложной ситуации. Сначала Александр Лукашенко приказал заморозить цены, через две недели правительство приняло постановление, которое формально разрешает рост цен, но ограничивает торговые надбавки. Из-за этого ценники на многие товары пришлось переписывать в меньшую сторону. Но не успело постановление вступить в силу, как чиновники стали раз за разом вносить в него изменения и что-то уточнять.

Полки магазина в Минске через месяц после начала регулирования цен. Фото читателя

В обстановке неопределенности, когда каждый день для тебя меняются правила работы, а за их нарушение ты рискуешь попасть за решетку, вполне ожидаемо, что бизнес не строит планов более длительных, чем на несколько дней. Так, торговля перестала закупать большие партии товаров, опасаясь, что власти снова введут какие-то изменения, которые поставят магазины в еще более сложное положение. Или, наоборот, что чиновники внезапно поймут, что выбрали далеко не самый оптимальный путь борьбы с инфляцией, увидят, к чему все идет, и откажутся от такой формы регулирования цен. В такой обстановке логичнее всего закупать товары небольшими партиями, чтобы до вероятных изменений успеть их распродать с наименьшими потерями и рисками. К тому же магазины тоже просчитывают рентабельность своей работы, и если им невыгодно закупать условную крупу у какого-то производителя, потому что придется продавать ее себе в убыток, то от нее отказываются. Результат такой же, что виден на фото выше: полки магазинов все чаще становятся заставленными одним товаром или остается несколько видов продукции, но в малом количестве.

Источник: Zerkalo

© Навіны 97. Все права защищены.

Наверх