С 1 октября у белорусов появилась еще одна возможность добровольно копить на пенсию. По словам главы Минтруда, за первые двадцать дней ей воспользовались больше трех тысяч человек. Один из них — герой нашего текста. Блог «Люди» поговорил с ним о причинах, которые им движут, опасениях и попытке поверить государству. Мы перепечатываем этот материал.
С 1 октября в Беларуси запустили реформу по дополнительной накопительной пенсии. Она предполагает, что работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на будущую пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.
При этом в Минтруда ранее скептически высказывались о реформе накопительной пенсионной системы.
Посмотрел, как живут пенсионеры в Европе
Кириллу (имя изменено по просьбе собеседника) чуть больше 30 лет. В этом году он оформил дополнительное пенсионное страхование и в ноябре внесет на личный счет свой первый взнос. К этому решению он пришел изначально не потому, что задумывался, как будет жить на пенсии. Он говорит, что примером для него стали европейцы, которые «живут на две-три пенсии».
— Я в первый раз выехал за границу, чтобы навестить моего партнера, который мигрировал из Беларуси в Западную Европу. Во время поездки узнал, что там люди получают по две-три пенсии, — вспоминает Кирилл. — Мой партнер тогда тоже себе оформил вторую пенсию. Мне стало интересно, как это работает. Это заставило меня задуматься, что было бы неплохо сделать так же и у нас.
Несколько лет мужчина раздумывал над таким вариантом. Но про страховые накопления дополнительной пенсии в нашей стране он не слышал. А в октябре этого года, когда появилась новая система добровольного пенсионного страхования, решил действовать.
На оформление ушло около четверти часа
Про сам процесс Кирилл рассказывает коротко: все прошло даже быстрее, чем открыть счет в банке.
— Принес только паспорт с собой, сказал, что хочу оформить страховую пенсию по указу № 367. Работница страховой поинтересовалась, есть ли у меня на руках карта социального страхования, где указан УНП. Ее у меня с собой не было. Тогда она пробила по базе буквально за минут пять по юрлицу, в котором я работаю. Мы обсудили ключевые моменты: сколько я отчисляю и сколько лет потом получаю пенсию. Распечатали договор, я его подписал. На все ушло минут 15. Она дала мне с собой заявление о том, что я прошу отчислять из моей зарплаты такой-то процент на пенсию, которое надо было предоставить работодателю.
— Мне нравится, что не надо перечислять деньги в банк или в страховую, а их сразу вычитают и переводят из моей зарплаты, — подчеркивает Кирилл.
То, что дополнительно вносит наниматель, мужчина не считает большим вложением, потому что это всего 3% от зарплаты. Сам он выбрал максимальный размер отчислений — 10%, при том, что зарплата у него ниже средней по стране. После уплаты налогов на руки он получает около 1100−1200 рублей.
— Выбрал максимальный процент, потому что кроме основной у меня есть дополнительная работа. Возможно, если бы не было еще одного источника дохода, то я бы выбрал процент отчислений поменьше. А так как у меня есть два источника дохода, поэтому я решился на эту «авантюру».
Источник: Zerkalo