«Казалось, перевозки будут всегда», — этой фразой Матвей как будто попрощался со своим бизнесом по грузоперевозкам, который он 10 лет развивал в Минске. События двух последних лет так сильно ударили по его делу, что заказов у ИП почти нет, а денег на жизнь не хватает. Мужчина рассказал «Зеркалу» о развитии своего дела, заработке, заказах клиентов и их щедрых подарках, внезапно возникших конкурентах и обедневшем населении, из-за чего он вынужден закрыть бизнес.
Больше 10 лет назад минчанин Матвей (имя героя материала изменено) организовал свой бизнес — зарегистрировался индивидуальным предпринимателем, купил грузовой микроавтобус и начал оказывать услуги по перевозке грузов. В помощники взял несколько крепких парней — они под руководством нашего собеседника занимались погрузочно-разгрузочными работами (если это требовалось), а он сам управлял бусиком.
— Старт был сказочным — после моего объявления о грузоперевозках звонки пошли один за одним, заказов было столько, что приходилось работать без выходных, а иногда даже по ночам, — вспоминает мужчина.
Матвей радовался работе, которая приносила хороший доход. У перевозчика появились постоянные заказчики, довольные клиенты рекомендовали его своим знакомым, а те -своим. Иногда заказов было так много, что наш герой не мог их все выполнить. В таких случаях он передавал их своим коллегам-конкурентам, т.е. по сути выполнял функцию диспетчера, и за это брал некоторую сумму.
Собеседник рассказал, что постоянные перевозчики знают друг друга и общаются в общем чате: ведут черный список недобросовестных заказчиков, обсуждают рабочие моменты, договариваются о примерно одинаковых ценах на перевозку — чтобы все были в равных условиях. Года два назад они определили, что минимальная стоимость грузоперевозки на бусике грузоподъемностью до 3,5 тонны должна быть около 50 рублей, в эту сумму входит два часа оказания услуги. Матвей говорит, что назначать меньшую цену не имело смысла — тогда предприниматели не смогли бы заработать.
— Это только дилетант может заявить что-то типа: мне ехать три километра, а вы за это такую сумму берете. Но ведь в цену закладывается много разных статей расходов: подача автомобиля (а он может ехать с другого конца города), реклама, работа водителя, налоги, ремонт и обслуживание авто (грузовик в этом плане обходится дороже, чем легковушка). И то, даже такую сумму невозможно было бы вытянуть, если бы я не делал какие-то работы по обслуживанию авто сам.
Собеседник говорит, что в свои лучшие времена он зарабатывал около 2000 долларов. Этих денег ему на жизнь хватало с лихвой, часть суммы оставалась, и Матвей начал откладывать деньги — хотел развиваться в перевозках, планировал купить жилье (он жил всегда в съемном), гараж. За один год он мог накопить около 10 000 долларов.
В 2018 году Матвей купил второй микроавтобус с пробегом, нанял водителя и задумывался о том, чтобы взять на работу диспетчера — не успевал отвечать на звонки клиентов. Мужчина по «хорошей цене» купил несколько грузовых авто «с проблемами» — хотел их отремонтировать, чтобы использовать в перевозках или продать «с наваром». В конце 2019 года Матвей купил капитальный гараж, сделал там ремонт. Потом вступил в долевое строительство однокомнатной квартиры. На жилье собственных денег не хватало, поэтому Матвей взял банковский кредит на «космическую» для него сумму — больше 80 000 рублей. А в начале 2020 года, когда дом сдали, сделал в квартире ремонт (он обошелся больше 12 000 долларов) и заселился туда.
— Я не волновался о том, что не подниму оплату кредита — ведь имелась работа с хорошим доходом. Помню, у кого-то бизнес закрывался, у кого-то открывался, а мы все ездили и ездили. Казалось, что это у кого-то там что-то не ладится, а перевозки будут всегда — люди же постоянно переезжают. Если бы я мог предположить, что через полтора-два года все буквально рухнет, то, конечно, с такими вложениями не торопился бы.
Позитивный настрой Матвея приуменьшился осенью 2020 года — его бизнес начал «резко катиться вниз». Количество заказов на грузоперевозку сильно снизилось, уже не помогала реклама на престижных ресурсах в интернете, не работали положительные отзывы клиентов, а сарафанное радио вдруг как будто кто-то отключил. Если раньше он и его водитель работали в сутки по 12 часов, то загрузка сократилась наполовину.
— Обычно к зиме всегда конкуренция возрастала — в перевозки временно приходили сезонные работники, например, строители, у которых в холода нет заказов по их профилю. Мы все прошлые годы работали в таких условиях и выживали. Но в этот раз все оказалось гораздо труднее.
Возникшие трудности Матвей в первую очередь связывает с тем, что на рынок грузовых перевозок вышли крупные игроки. Весной в Беларуси появился филиал российского сервиса «Грузовичкоф», а в декабре Яндекс Go запустил тариф «Грузовой». По словам Матвея, эти компании сделали «хитрый маркетинговый ход»: предложили клиентам более привлекательные условия и низкие тарифы на перевозку.
Сегодня минимальная стоимость грузовой перевозки в Яндекс Go составляет от 13 до 20,8 рублей (в зависимости от грузоподъемности авто), в нее входит 25 минут и 5 километров поездки, а также 10-минутное ожидание для погрузки и разгрузки. В «Грузовичкоф» сейчас действуют скидки, с их учетом перевозка обойдется от 20 до 63,39 рублей, это цена за 1−2 часа.
По словам нашего героя, из-за крупных конкурентов несколько раз срывались заказы и у давно работающих на этом рынке перевозчиков.
— К примеру, люди клюют на низкую цену Яндекс Go, пытаются вызвать грузовик, но чаще всего быстро это сделать не получается. Тогда клиенты заказывают авто у нас, маленьких перевозчиков, водитель выезжает по адресу. А тут заказчику удается заказать грузовик от Яндекс Go, и он отказывается от наших услуг, иногда даже когда транспорт уже стоит у порога. Вот так мелкий перевозчик остается без заказа и с расходами, которые не покроются. Я сам несколько раз попадал в такую ситуацию.
Мужчина говорит, что в среде перевозчиков начались волнения из-за появления российских конкурентов, которые «за копейки» готовы были выполнять заказы. Мелкие бизнесмены предполагают, что такая ситуация приведет к тому, что их бизнес просто «задавят», при этом они отмечают, что власти на такую ситуация не реагируют и не делают никаких шагов, чтобы защитить своих предпринимателей.
Больше года Матвей старался удержаться на плаву, «выезжал» по большей части за счет постоянных клиентов, однако его заработки очень сильно упали. О том, чтобы отложить деньги про запас, речи даже не велось, ведь перестало хватать даже на ежедневные траты.
— Как я ни старался, понял, что не вытягиваю. В конце прошлого года я принял решение продать гараж, машины, которые хотел отремонтировать, второй автомобиль, на котором работал наемный водитель, да и с самим работником проститься тоже.
Эти меры падение бизнеса не остановили, хотя немного замедлили его. В начале 2022 года, когда в Украине началась война, дела стали идти еще хуже. В отношении Беларуси ЕС ввел санкции, что повлекло подорожание товаров и услуг.
— До войны плановое ТО (замена масла, топливного и воздушного фильтров) обходилось мне в сумму чуть больше 100 долларов. Сегодня я отдаю за это 200 долларов с хвостиком. За ремонтные работы на СТО тоже стали брать денег больше. Причем на сервис с грузовиком надо обращаться больше, чем с легковушкой — детали в машине, которая ездит под нагрузкой, изнашиваются быстрее.
Звонков от потенциальных клиентов и заказов на перевозку стало еще меньше, теперь бывают дни, когда Матвей вообще на работу не выезжает. При таких условиях ни о каком глобальном повышении цен на свои услуги предприниматель даже не задумывается. Однако на цене отражается стоимость дорожающего топлива, и чем длиннее путь, тем дороже выходит заказ. Например, года два назад ставка на дорогу в Москву была 420 долларов, в этом году цена для клиента минимум 500 долларов.
— Но люди часто реагируют на такое повышение цены очень эмоционально, кто-то даже может матом выругаться и трубку бросить. На такие выходки я не отвечаю хамством. Людей жалко, я на себе ощущаю, как они обеднели и экономят на всем. Помню, что раньше при переезде мне могли отдать бэушную, но в хорошем состоянии мебель, бытовую технику. За лето штук 20 холодильников дарили! Я распихивал их по знакомым, что-то продавал. Сейчас редко когда кто-то что-то отдает бесплатно.
Сейчас доход Матвея в месяц составляет около 700 долларов, почти половину этой суммы он отдает в счет погашения кредита — а это больше 800 рублей. Оставшейся суммы едва хватает на остальные траты — продукты, коммуналку, обслуживание авто, оплату рекламы. Из-за этого настрой у мужчины сейчас не очень радужный, он говорит, что сейчас ему «не выжить». Особенно, если учесть, что сейчас его заработок приходится делить на двоих — Матвей женился. Супруги планируют пополнение в семье, а значит, финансово им придется сложнее.
Пока наш собеседник продолжает работать, но в ближайшее время он намерен продать последний грузовик, закрыть бизнес и уехать трудиться наемным водителем в Европу.
Источник: Zerkalo