Поговорили с экспертом о сельском хозяйстве в Беларуси: почему такие низкие зарплаты, почему эта сфера в плохом состоянии в нашей стране, как на сельское хозяйство повлияла война и удастся ли всё это исправить?
«Прожектор регионов» много пишет об очень маленьких зарплатах в сфере сельского хозяйства, на которые людям приходится выживать. Мы спросили у эксперта, как так получается, если продукция сельского хозяйства востребована и пользуется спросом каждый день.
«Во-первых, закредитованность хозяйств. То, что заработали, отдали процентами банкам, а то, что осталось, использовали на собственные нужды. Если не хватило – берём новый кредит, и так накапливается, как снежный ком. На чем можно экономить? На людях, конечно. Вот и результат – низкие заработные платы. Ещё на чем? Животные. Соответственно: низкая продуктивность – агрономия, техника – банкротство – реорганизация. И по новой. Во-вторых, низкая производительность труда: отсутствие кадров или их низкая квалификация, как в низшем звене, так и в верхах (рай-, облисполкомы). Это заметно прежде всего в Гомельской, Могилёвской, Витебской и, частично, Минской областях. В Бресте и Гродно с этим получше».
По мнению эксперта, последние несколько лет «закредитация» хозяйств ведётся просто для того, чтобы с банков было проще забрать деньги, которые они вытянули из сельского хозяйства.
«Да и самостоятельные игроки не выгодны нашему государству. Независимые люди думают по другому. Поэтому те, кто мог бы жить без кредитов, или сидят (взятки, превышение служебных полномочий), или смогли покинуть страну, или смирились, опустили голову и делают то, что скажут, даже если и не согласны».
В нынешней стране закредитованность, особенно на государственных предприятиях, ничем не опасна, считает эксперт.
«Сначала будут менять руководителей, затем придумают указ, по которому отсрочат лет на 5 долги (почему-то это в большинстве касается только коммерческих организаций – им не платят банки и государство – свое заберут), затем банкротство и присоединение к соседнему хозяйству (реорганизация). А там по-новой. Можем отдать с долгами инвестору, так выгоднее, он рассчитается с долгами, вложит деньги, начнёт выходить на стабильную прибыль, а тут «бах» – оказался «врагом народа», недоплатил налогов или ещё что нибудь придумают. «Отожмут», поставят своего «великого управленца» – и по-новой».
«Тут я коснулся реорганизации выше. Но ещё и для общей статистики. К примеру: было 2 убыточных, объединили, стало одно. Отчитались что на 50%, в каком-то районе уменьшили количество убыточных хозяйств. Ещё одна из причин – «умирание» деревень, (то, что пытался показывать Тихановский), некому работать. Поэтому такие хозяйства объединяют с более «живыми» соседями, скот перевозят туда, где его смогут накормить и подоить, здания или разбирают, или хоронят, землю кое-как обработать, если техника доедет. А так как работы в этих деревнях стало меньше, люди уезжают, закрываются магазины, клубы, фапы. Остаются пенсионеры, и деревня умирает».
Из-за высокой себестоимости получаемой продукции, цены на некоторые беларусские продукты выше, чем на импортные, полагает эксперт. То есть ниже этой себестоимости продавать нельзя, иначе работа будет в убыток, за это могут «подвести» статью.
«А вот с чего эта себестоимость складывается, это уже другой вопрос. Тут конечно рулит плановая экономика: задание, выполнение. Например, есть задача получить 1 млн. тонн зерна, а получил 700 тыс., и руководство района или области не примет эту цифру, (их «снимут» за это, могут посадить, а самое главное, они упадут в грязь лицом). Таким образом, недостающие 300 тыс.тонн «рисуют», но если найдут – посадят. Поэтому решают его скормить быстренько коровам. Корова, конечно, молока на «нарисованном» корме не добавит (придумают болезнь какую-нибудь, тогда врач крайний), а себестоимость 1 литра вырастет».
С начала войны заметных изменений в работе беларусского сельского хозяйства пока нет, говорит эксперт.
«Было плохо, плохо и осталось. Но ситуация будет ухудшаться, если Россия не вытянет. Заканчиваются импортные кормовые добавки, вакцины, лекарства, средства защиты растений, новых поступлений мало, в основном контрафакт, он, соответственно дороже. Всё меняют на российское и беларусское с качеством, желающим быть лучше, а на этом фоне на рынке появляется много новой неизвестной некачественной продукции. Первой лягут более быстрые производства, такие как птицеводство и свиноводство, животноводство будет последним, не потому что там лучше, а потому что это не та отрасль, где быстро увидишь результат».
Наш эксперт уверен, что в будущем удастся восстановить и наладить работу сельского хозяйства Беларуси.
«Но это с каждым днём будет трудней. Пока все вокруг колхозное, все вокруг мое, в этом государстве все так и будет продолжаться. Земле нужен хозяин.
Вложений, конечно, нужно будет сделать немало, чтобы получить быстрый результат. Но, если это сделать правильно и поддержать на уровне государства, то у нас есть много людей, готовых «впрячься» и работать, им главное не мешать, но и продавать землю нельзя. В Беларуси деньги только у «прикорытнико» и лояльных бизнесменов, так что придём к тому, с чего начинали. Есть опыт той же Польши, где много чего можно взять».
Если вы хотите рассказать о жизни и работе в регионах, пожалуйста, пишите нам в бот https://t.me/bel2020_bot.
Источник: Светлана Тихановская