На совещании у Александра Лукашенко 6 сентября обсуждался нашумевший законопроект, по которому белорусов, уехавших из страны, смогут лишать гражданства. Еще одной темой стала карта поляка и иностранные ВНЖ — по предложению главы МВД Ивана Кубракова в будущем законе может быть закреплена возможность ограничивать права и свободы белорусов, получивших за рубежом вид на жительство или иные льготы — в частности, предоставляемые по карте поляка. Из заявления министра можно сделать вывод, что таким людям могут ограничить доступ на госслужбу. Из-за карты поляка Беларусь и Польша конфликтуют уже много лет. Вспоминаем, как появился этот документ, и рассказываем, что он дает своим владельцам.
Проекты по введению документа, который мог бы подтверждать принадлежность к польскому народу для выходцев из Польши, не живущих в стране, появились еще в 1990-е — вскоре после того, как государство вышло из-под влияния Москвы. Для Варшавы вопрос был актуальным из-за исторических обстоятельств, в которых Польша оказалась в XX веке. После агрессии со стороны Германии и раздела ее земель между Третьим рейхом и СССР многие граждане были депортированы далеко от родины. Уже после войны Польша потеряла ряд своих бывших земель (в частности, Западную Беларусь и Западную Украину), а репатриироваться в созданную Польскую Народную Республику удалось не всем. Политические события второй половины столетия (противостояние граждан и коммунистических властей, военное положение) также стимулировали эмиграцию из страны. Все это привело к тому, что когда Польша обрела настоящую независимость, за рубежом оказались многие люди с польскими корнями.
Уже в 1999 году в Сейме рассматривался проект закона о карте поляка. Выдавать ее хотели трем категориям людей: тем, кто оказался за границами Польши и лишился польского гражданства в итоге Второй мировой войны, политическим эмигрантам второй половины столетия, а также людям, которые никогда не были гражданами Польши, но связаны со страной культурно, через язык и традиции.
Предполагалось, что документ будет представлять собой по сути бессрочную национальную визу, по которой ее обладатели смогут без всяких ограничений приезжать в Польшу, пользоваться ее системой образования и здравоохранения, изучать язык и литературу за счет государства, а также получать польские госнаграды наравне с гражданами страны.
Однако принятию закона помешал ряд обстоятельств. В частности, Польша находилась на этапе вступления в Евросоюз, а некоторые положения предложенного документа входили в противоречие с международным принципом равного положения всех иностранцев. Также критиковались положения, которые конфликтовали с польской Конституцией, некорректная оценка нагрузки на бюджет, пересечение с уже существующим законодательством о репатриации, отсутствие процедуры отказа от карты поляка и другие моменты.
В итоге проект не приняли и отправили на доработку. Но парламент до конца каденции так и не успел разработать новый вариант закона — и тот ушел «в стол».
Но в 2007 году к идее вернулись. Новый проект документа также подвергся критике, однако на сентябрьской сессии был принят практически единогласно: 428 депутатов проголосовали «за», 3 — «против», никто не воздержался. Через неделю проект подписал президент Лех Качиньский, а в 2008 году первые карты поляка начали выдавать в консульствах Польши за границей. С тех пор закон несколько раз изменялся (так, с 2019 года карту поляка смогли получать не только граждане стран бывшего СССР, как это было определено в изначальном документе, но и считающие себя поляками люди по всему миру), а всего было оформлено 350 тысяч прошений о карте поляка. 87% из них было подано в Беларуси (162 тысячи) и Украине (147 тысяч). По состоянию на конец 2021 года в мире было около 200 тысяч обладателей карты поляка (часть выданных документов была неактуальна, часть обладателей получила польское гражданство).
По официальному определению, это документ, подтверждающий принадлежность его обладателя к польскому народу (но не делающий автоматически человека гражданином Польши, хотя и значительно облегчающий процедуру получения гражданства).
Карта поляка дает своему обладателю ряд льгот как на территории Польши, так и в вопросах въезда в страну (подчеркнем, что визы для посещения страны владельцам карты по-прежнему нужны, если только они не являются гражданами государства, имеющего с Польшей безвизовый режим). Перечислим основные:
Также обладатели карты поляка, получив разрешение на постоянное проживание в Польше, уже через год могут подавать документы на получение гражданства.
Сама карта представляет собой пластиковую карточку с фотографией владельца и информацией о нем. Она выдается на 10 лет (после этого документ нужно перевыпускать, подав заявку не позднее чем за три месяца до окончания срока его действия) и теряет свою силу в случае, если обладатель карты получает разрешение на постоянное пребывание в Польше или получает гражданство. Получить карту можно в дипломатических представительствах Польши за границей или в самой стране в администрациях воеводств.
Кандидат на получение карты поляка не должен быть гражданином Польши. Официальные формулировки, описывающие требования к кандидату, звучат так (должны исполняться все четыре пункта):
Также карта поляка может быть выдана человеку, чье польское происхождение было юридически установлено в рамках польского закона «О репатриации» и который знает польский язык по крайней мере на базовом уровне. Здесь речь о людях, готовых документально подтвердить, что их прямые родственники до 4-го поколения в результате депортации, ссылки или других репрессий не могли переехать в родную для них Польшу (например, поляки, депортированные советскими властями в отдаленные регионы СССР).
На деле же процедура получения карты выглядит следующим образом. Кандидат лично обращается в консульство по месту жительства или администрацию польского воеводства в самой стране и предоставляет следующие документы:
После этого кандидата записывают на личный визит к консулу или воеводе. Во время этой процедуры проводится собеседование на польском, во время которого проверяется уровень знания языка (если не были предоставлены документы), а также традиций, истории и культуры страны. Длится мероприятие обычно около 20 минут. Если собеседование проходит удачно, то кандидат в присутствии консула или воеводы подписывает декларацию о принадлежности к польскому народу, а также заявление о том, что родственники не были репатриантами за пределы Польши, и вскоре может забирать готовую карту.
Наибольшую сложность в процессе обычно представляет поиск документов, которые подтверждают польскую национальность заявителя или его предков. Обычно это польские документы, удостоверяющие личность; акты или свидетельства гражданского состояния; метрические записи о крещении; школьные свидетельства; документы, подтверждающие прохождение военной службы в польских военных формированиях; документы, подтверждающие факт депортации или заключения, содержащие запись о польском происхождении; документы о реабилитации депортированного лица, содержащие запись о его польском происхождении; иностранные удостоверения личности, в которых указана польская национальность владельца. В 2018 году сообщалось об ужесточении проверки документов, которые предоставляют кандидаты на карту поляка — после этого некоторые из них (например, аттестаты об окончании предками польских школ) нередко не признавались подходящими.
В теории — да, но есть нюансы.
После 2020 года польским диппредставительствам в Беларуси пришлось уменьшить штат по требованию белорусских властей. Это вызвало сложности с получением виз. Однако, судя по сайту польского посольства в Минске, выдача карт поляка в Беларуси не приостанавливалась. Мы позвонили в учреждение, чтобы подтвердить, что выдача документов продолжается, однако там попросили составить официальный запрос. К моменту публикации этого текста ответ мы не получили.
Страны-соседки Польши, в которых есть значительное польское национальное меньшинство, предполагают, что карта поляка может им серьезно навредить. Ведь люди, которые ее получают, теоретически могут по упрощенной процедуре уехать в Польшу жить или и вовсе получить ее гражданство. Эмиграция — неприятный фактор для любой страны, а в случае с Польшей и ее соседками она может носить массовый характер — формальные основания для получения карты поляка есть у сотен тысяч, если не миллионов граждан Беларуси, Украины и Литвы. Тем более что и главные лоббисты карты поляка (в частности, члены правящей сейчас партии «Право и справедливость») в самой Польше нередко заявляли, что такой документ позволяет решить вопрос с нехваткой рабочей силы на польском рынке труда (хотя официально цели введения карты иные — помощь соотечественникам за рубежом).
В случае Беларуси большое значение имеет также вопрос безопасности. На протяжении практически всего правления Александра Лукашенко отношения с Польшей у белорусских властей были натянутыми, а сейчас их можно охарактеризовать как откровенно враждебные. При этом Беларусь — абсолютный лидер по числу выданных карт поляка. Около 140 тысяч наших граждан имеют такой документ (то есть около 1,5% населения). Эти люди работают в госструктурах и ведомствах, возможно, имеют доступ к секретным или просто важным сведениям, хотя при этом подписали документ о том, что признают себя частью другого народа. Власти могут рассматривать это как внутреннюю угрозу.
Вероятно, именно по этой причине официальный Минск стал главным критиком карты поляка — практически сразу после ее появления. Уже в 2008 году власти негативно отнеслись к появлению документа, а в провластной газете «СБ. Беларусь сегодня» даже появился материал, в котором карта поляка называлась «первым шагом к аннексии части Беларуси». Правда, через некоторое время Лукашенко неожиданно сказал, что неверно оценил документ. «Я неправильно отреагировал на карту поляка, но это вина МИД, правительства и других. Не нужно из наших людей делать предателей из-за карты поляка. У нас нет меньшинств, есть только белорусское общество. Это поляки, но это наши поляки, он живут на нашей земле и никуда не хотят уезжать», — заявил он.
Однако чем больше белорусов получало карту поляка, тем негативнее отзывались о ней чиновники. В 2011 году Конституционный суд Беларуси заявил о несоответствии польского закона «О карте поляка» принципам и нормам международного права. Ряд юристов и польские дипломаты сочли решение КС беспрецедентным, поскольку суды одного государства обычно не высказываются в отношении законов другого.
«Мы не видим ничего страшного в карте поляка, но то, что его [закона] некоторые положения противоречат международным нормам, — это очевидно», — говорил тогда председатель парламентской комиссии по международным делам и связям с СНГ Игорь Карпенко.
В итоге уже в 2012-м в Беларуси вступили в силу поправки в закон «О государственной службе», запрещающие чиновникам иметь карту поляка, а также аналогичные документы, предоставляемыми другими странами. В 2015-м запрет распространили и на депутатов местных советов.
В 2016-м, во время потепления в отношениях между двумя странами, вопрос на встрече с главой Сената Польши Станиславом Карчевским поднимал на тот момент председатель Совета Республики Михаил Мясникович. Он заявил, что стороны «не должны обходить деликатные темы». Одной из таких, по его словам, была карта поляка. «Этот вопрос требует серьезного изучения на уровне экспертов. Такая политика стимулирует эмиграцию молодежи, высококвалифицированных специалистов из Беларуси в Польшу, а это не должно наносить ущерб интересам моей страны», — заявил Мясникович.
Источник: Zerkalo