Белоруске Татьяне Штейнбук 31 год, она профессионально занимается организацией мероприятий. В Литву перебралась почти случайно. В 2018 году всерьез планировала перебраться в Израиль, но в мае того же года приехала на винную выставку в Вильнюс. Там встретила будущего мужа Артураса, влюбилась — и через месяц вышла замуж. Сейчас Татьяна души не чает в литовской столице и называет себя «эмигранткой по любви».
Вильнюс Татьяне нравился всегда, но она никогда не рассматривала его как город для жизни. Любила приехать на выходные, перезагрузиться, сходить за покупками или же, как многие белорусы, использовала его в качестве транзитного города для полетов лоукостами по Европе. Но в мае 2018 года все начало меняться.
— В мае мы познакомились с Артурасом, и уже в июне он сделал мне предложение. Я согласилась, — вспоминает женщина. — Сначала мы решили не торопиться с росписью, и я жила на два города. Но в октябре у меня случились проблемы на границе: сняли с автобуса, потому что я исчерпала лимит нахождения на территории Евросоюза. Тогда я получила просто предупреждение, и мне даже разрешили вернуться на неделю, чтобы закрыть свои дела. После этого мы начали шевелиться, потому что он не мог так часто приезжать в Беларусь. В ноябре расписались. А свой вид на жительство я получила в начале 2019-го.
Впрочем, даже после легализации в новой стране Татьяна продолжала каждый месяц ездить в Минск, чтобы увидеться с родными, друзьями и решить какие-то вопросы. Так было до пандемии. Закрытые границы не пускали женщину домой, а когда запреты сняли, оказалось, что чувство дома уже ушло.
— Когда в начале 2020 года, я приехала в Минск и поняла, что не чувствую себя там как дома. Тогда моим домом уже стал Вильнюс, — вспоминает белоруска. — Еще до массовых переездов 2020 года я начала модерировать книжный клуб, собирать бранчи, проводить творческие квартирники и знакомиться с русскоговорящими людьми. Я еще сказала мужу, что чувствую себя как дома, потому что в городе всегда есть возможность остановиться на small talk, кому-то улыбнуться и помахать ручкой.
Спустя четыре года жизни в Литве женщина признается: очень рада, что переехала именно туда, а не в Израиль.
— Вильнюс — очень уютный, подходящий мне город. Многие говорят, что он маленький и здесь нельзя развернуться. Но я могу сказать, что он заземляет, окутывает своим уютом и заботой, и в то же время здесь активная культурная жизнь, — рассказывает Татьяна. — Сейчас город меняется, приезжает все больше белорусов и украинцев, но для меня он остается теплым, уютным, как и был раньше. Это прекрасный город для жизни, для развития, здесь очень много возможностей. И если ты захочешь, то обязательно их увидишь и найдешь.
Переехав в Литву, Татьяна долгое время работала над проектами в Беларуси. Отойти от этого пришлось после начала пандемии, но теперь вместе с коллегой собеседница зарегистрировала в Литве некоммерческую организацию. В планах заниматься развитием креативного и культурного секторов Беларуси. А также делать проекты для белорусов, которые остались в стране:
— Когда начался локдаун и я не смогла ездить в Беларусь, поняла, что не буду заниматься ивентами в Литве. Здесь нет тех связей, которые были в Минске, я не знаю язык. Литовский я пошла учить только пару месяцев назад, и этого недостаточно для профессиональной коммуникации. Понятно, что здесь многие знают английский и русский, но в тот момент я немного ушла в себя и по итогу перешла из коммерческой сферы в некоммерческую. Теперь буду работать в Литве. В нашей организации я выступаю как директор.
Муж Татьяны сейчас ищет место в сфере проектного менеджмента. По вакансиям «ассистент проектного менеджера» предлагают от 800 евро чистыми на руки, после выплаты всех налогов. К слову, суммарно налоги в Литве составляют порядка 40%.
Говоря о средних зарплатах, женщина отмечает: этой суммы вполне хватает на жизнь.
— Минимальная зарплата в Литве — 730 евро. Средняя — чуть больше 1000 евро, и этих денег достаточно для жизни в Вильнюсе. Я уверена, что в маленьких городах вроде Шауляя зарплаты чуть ниже, и ниже цены в магазинах, — рассуждает белоруска. — Но мы сейчас живем в сложное время. Уже достаточно высокая инфляция, около 20%. И за последнее время цены на продукты и коммунальные услуги выросли в разы.
Татьяна и Артурас живут в самом центре Вильнюса, и за 15 минут они могут добраться почти до любой нужной локации. Квартиру муж белоруски начал снимать еще до знакомства с ней, и именно поэтому у супругов настолько невысокая для столицы Литвы аренда.
— В летние месяцы аренда и коммунальные обходятся в 500 евро (420 квартира и 80 евро коммунальные платежи). У нас нет центрального отопления, и мы сами включаем электрическую батарею, когда нужно, — объясняет Татьяна. — Сейчас хозяйка квартиры будет постепенно поднимать оплату, и с сентября мы будем платить 500 евро плюс коммунальные услуги.
Квартира у пары достаточно просторная, двухэтажная. На первом — большой зал, совмещенный с кухней, и спальня, есть камин. На втором — мастерская Артураса (он иногда работает с кожей) и спальня для гостей.
Татьяна признается, что аренда такого жилья в центре сейчас обойдется в 800−1000 евро. В среднем же квартиру с более-менее новым ремонтом площадью 30−40 квадратных метров в центре Вильнюса можно найти за 500−600 евро без коммуналки. В спальных районах ценник будет чуть ниже — в районе 400−490 евро.
— Цены очень сильно выросли из-за волны миграции из Украины и Беларуси, — объясняет Татьяна. — К тому же подорожала и коммуналка. Прошлой зимой приходили счета за отопление на 250 евро, а сейчас эти суммы будут в полтора раза выше.
Несмотря на то что в 2022 году Литва занимала четвертое место в ЕС по числу собственников жилья, обзаводиться своей квартирой или домом пара пока не планирует. Оба считают, что арендная квартира дает возможность сорваться с места и поехать в другую страну, если вдруг захочется.
Рост цен на продукты в магазинах Татьяна иллюстрирует на примере литовских пирожков кибинай.
— Я часто покупаю их, когда бегу со встречи на встречу или просто хочется перекусить. В сентябре прошлого года один такой пирожок стоил 45−50 евроцентов, а в феврале этого года он стоил уже 65 евроцентов. Сейчас кибинай стоит 85 евроцентов. То есть цена выросла почти в два раза за девять месяцев, — резюмирует собеседница.
Рядом с квартирой супругов есть все основные сетевые магазины: Maxima, Iki, Lidl. В основном Татьяна покупает все, что нужно, в Lidl.
— Там средний чек будет дешевле, чем в Maxima или Iki. Но иногда мы ходим в «Максиму», чтобы купить кусок мяса или какие-то специи. В среднем я трачу 15−20 евро за один поход в магазин, а на рынок мы не ходим, — говорит собеседница. — Не могу сказать, что мы с мужем едим мало, но любим иногда приготовить какие-то бургеры, ризотто с креветками. В среднем в месяц на еду тратим около 350−400 евро. Иногда бывает чуть меньше, чуть больше. Но я сюда не включаю напитки: пиво, вино, что-то еще.
Впрочем, в продуктовый чек можно вписать и корм для кошки Моши, которую Татьяна привезла из Беларуси. Ей шесть лет, но собеседница шутит, что за день она может съесть еды на большую сумму, чем Татьяна и Артурас.
— Каждый день мы даем ей баночку влажного корма и еще сухой. Наполнитель на месяц — 12 евро. То есть в месяц на нее расходуется примерно 110−120 евро, — подсчитывает женщина.
Отдельная статья расходов пары — это походы в кафе и рестораны города. Это дело Татьяна и Артурас любят, особенно если получается найти хорошее место.
— Выпить вечером бокал вина и заказать салат или закуску обойдется вам в 15−20 евро. Полноценный ужин на двоих будет от 60 евро: закуска, основные блюда, бокал вина или пива. Ланчи стоят от 4,5 до 9 евро, вкусные и сытные предлагают во многих заведениях. Посидеть с подругой в кофейне обойдется примерно в 8 евро (средняя цена на кофе здесь 3,5 евро), — описывает собеседница гастрономические особенности Вильнюса. — Понятно, есть места, где цены чуть ниже, не в центре города. Например, очаровательный грузинский ресторан с хачапури и хинкали. На двоих там можно поесть до 20 евро.
На примере цен на алкоголь особенно видно, что все дорожает, рассказывает Татьяна. В конце прошлого года она была в Израиле, а когда вернулась назад в феврале, крафтовое пиво стоило 4 евро, а сейчас 4−5 евро — уже средняя цена.
— Я люблю вино, и если раньше бокал можно было найти за 4,5 евро, то сейчас это уже 6−8 евро. При этом я не могу сказать, что это очень дорогое вино, обычное столовое. Если говорить про коктейль, апероль-шприц стоит 6,5−8 евро, — говорит женщина.
Источник: Zerkalo