Из-за введенных против России и Беларуси санкций в стране возникла серьезная проблема с упаковкой компании Tetra Pak. Особенно страдает молочка: сначала стал сужаться ассортимент этой продукции, а затем дошло и до дефицита — особенно продуктов с длительным сроком хранения. Трудности признал Минсельхозпрод, а затем вопрос с «тетрапаками» обсуждали на совещании Лукашенко с правительством. Политик потребовал «за ночь» перестроить линии, чтобы перейти на альтернативные упаковки. Однако на самом деле ситуация выглядит гораздо сложнее, чем может казаться Лукашенко. Объясняем, в чем уникальность упаковки Tetra Pak и почему альтернатив ей не так много.
На протяжении нескольких месяцев читатели сообщали нам о проблемах с ассортиментом молока по всей стране. Было сложно найти молоко длительного срока хранения, стал более скудным выбор обычного молока в бутылках. В небольших магазинах у дома порой молока и вовсе не было. Не везде в продаже были сливки, иногда, как утверждали читатели, они встречались только российского производства.
В начале августа Министерство сельского хозяйства и продовольствия признало проблемы с упаковкой и объяснило это санкциями.
— Необходимо отметить некое сужение ассортимента молочной продукции, связанное с упаковкой. Есть определенные сложности с "тетрапаком", но этот вопрос решается. Наши производители изыскивают иные рынки поставки упаковки, прорабатывается сотрудничество с производителями Китая и иных дружественных стран. В настоящее время уже завезены партии для испытаний для замены данной упаковки, чтобы вернуть привычный людям ассортимент, который был до санкций. А пока, чтобы не было уменьшения объемов, белорусские производители активно перестроились на производство молока в ПЭТ-бутылке, в пленке, — рассказывал представитель Минсельхозпрода.
9 августа Александр Лукашенко проводил совещание с правительством, чиновниками и руководителями крупнейших предприятий, и там вновь подняли вопрос «тетрапаков».
— Александр Григорьевич, у нас проблема с Tetra Pak. Она есть. Это надо признать и надо людей приучать уже, наверное, и в пакетах молоко, и в бутылках. Пока не удается в полном объеме завезти и заменить этот Tetra Pak, который был, — сказал глава Минсельхозпрода Игорь Брыло.
— Так они ж не едят Tetra Pak. Люди едят то, что в Tetra Pak, — перебил министра Лукашенко.
— Ну, упаковки эти…
— Так вы выйдите и скажите: «Люди добрые, да, пока у нас есть проблемы с этим Tetra Pak. Так?! Покупайте, пожалуйста, тот же продукт, только вот в пакетах он будет».
— Ряд предприятий тоже, Александр Григорьевич… они ж… все-таки были линии с Tetra Pak, немножко надо перестраивать, но тем не менее…
— Так война идет! Перестройте за сутки, за ночь!
— Ну, Александр Григорьевич, делаем все возможное, чтобы не потерять этот объем молока в торговых сетях. Будем увеличивать объемы в полиэтиленовой таре, в других бутылках.
— Когда будете?
— Предприятия работают сейчас. Мы точечно каждый день практически проводим видеоконференцию с областями.
На вопрос Лукашенко, почему в Беларуси до сих пор не импортозаместили Tetra Pak, ответил премьер-министр Роман Головченко:
— Пока эта технология, которую в мире никто не смог повторить, хотя кажется вроде очень простой.
Позднее заместитель Брыло Вадим Шагойко сообщил, что проблему с Tetra Pak пытаются оперативно решить.
— На рынке сформировалась неблагоприятная ситуация из-за санкционного давления на Российскую Федерацию, и отсутствие поставок Tetra Pak также сказалось на нас. Поэтому потребители могут замечать в магазинах некое сужение ассортимента, но не объемов молока, — отметил он.
По словам Шагойко, отечественные производители молочной продукции рассматривали предложения других государств, и на то, «дружественная» страна или нет, внимания уже, в отличие от начала августа, не обращали.
— Мы отправили запросы практически во все наши посольства, невзирая на «дружественность» стран. На данный момент идет активная работа с Китаем, изучаются возможности Турции, а также в качестве поставщиков рассматриваются и другие государства Евросоюза, помимо Дании (откуда ранее и шли поставки Tetra Pak. — Прим. ред.). Стараемся выстраивать партнерские взаимоотношения, — подчеркнул специалист.
Известно, что некоторые предприятия уже завезли новые образцы альтернативной упаковки и ведут ее технические испытания. В то же время использование старых запасов Tetra Pak на производствах сейчас ограничено, в этой упаковке в основном продают сливки, требующие длительного хранения. По словам Шагойко, сейчас все переходят на выпуск молока в ПЭТ-бутылке и пленке, но линии не остановились.
А сегодня появилась информация, что Лукашенко поручил до конца года наладить в Беларуси производство упаковки для продуктов питания. «Чтобы этот упаковочный материал был произведен в Беларуси. Чтобы до конца года материал был. Химическая промышленность у нас суперразвитая, а мы не можем клеенку эту произвести», — заявил он.
Из Швеции. В 1951 году местная компания Åkerlund & Rausing, занимавшаяся производством картонной упаковки для сухих пищевых продуктов, организовала в городе Лунд новое производство, задачей которого был выпуск тары для жидкостей. Ранее, в 1944 году, главе лаборатории компании Эрику Валленбергу пришла в голову идея о создании картонной упаковки для жидкостей в форме тетраэдра (пирамиды, в основании которой лежит не квадрат, а треугольник). Это позволяло сделать производство безотходным (использовался весь материал), а также значительно удешевить упаковку относительно ее главного конкурента — стекла.
Идею Валленберга запатентовали и начали разрабатывать оптимальный способ ее реализации. На протяжении нескольких лет в компании подбирали подходящий картон, решали, как лучше разливать в упаковку продукт и запечатывать ее. В частности, тогда было предложено покрыть картон полиэтиленом для герметичности, а заполнять упаковки продуктом одновременно с запечатыванием — как при изготовлении колбас. Это позволяло избежать попадания внутрь кислорода.
Название для нового производства придумывать долго не пришлось — за основу взяли внешний вид самой упаковки и назвали завод Tetra Pak. В 1952 году упаковочный автомат компании был поставлен первому производителю в Швеции — это были «пирамидки» для розлива сливок объемом 100 мл. В 1954 новую упаковку начали использовать в Стокгольме для розлива молока — на этот раз объем уже увеличился до 500 мл. Интересоваться изобретением стали и за границей: автоматы Tetra Pak поехали в Германию, Францию, Италию, Швейцарию. В 1959 году их закупил и СССР.
Но в «пирамидках» было много минусов. Во-первых, странная форма мешала компактно транспортировать и хранить продукцию — для них были необходимы специальные шестиугольные контейнеры. Во-вторых, сама упаковка была несовершенной — острые углы нередко повреждали соседние упаковки или пережимались под весом других продуктов, что приводило к протечкам. По-настоящему распространенным молоко в треугольниках стало только в СССР — в середине 1960-х в стране приняли решение строить собственный завод по производству такой упаковки, а в 1972-м фабрика «Ламбумиз» заработала в Москве.
Но к тому времени технологии на Западе пошли далеко вперед. Не получая больших прибылей от своих «пирамидок», в Tetra Pak все же видели перспективу в картонной упаковке и продолжали инвестировать серьезные деньги в разработку новых продуктов. Для изыскания средств пришлось даже продать материнскую компанию Åkerlund & Rausing, отделив от нее Tetra Pak. Но в итоге шведы все же создали два прорывных продукта.
В 1963-м на рынок вышла упаковка Tetra Brik — аналог классической упаковки, но в форме параллелепипеда (проще говоря, кирпича). Это позволило решить вопрос с транспортировкой и улучшить надежность. А в 1969-м свет увидела упаковка Tetra Brik Aseptic — те же «кирпичи», но с особой технологией упаковки, при которой продукты и тара отдельно стерилизуются, а затем происходит наполнение и запечатывание — тоже в стерильных условиях. В сочетании с особыми материалами, использовавшимися в упаковке, это превратило «тетрапак» в картонную консервную банку: стерильность была так высока, что ультрапастеризованнное молоко не портилось и не теряло своих свойств до года.
Два этих изобретения принесли компании огромные деньги — на дешевую и весьма надежную картонную упаковку переходили крупные пищевые компании по всему миру. Это позволяло финансировать новые разработки: появились версии «тетрапаков» с остроконечным верхом, пластиковыми крышечками и многие другие. В первоначальные пирамидки сейчас преимущественно разливают лишь сливки и продукты питания для детей в небольших порциях.
Источник: Zerkalo