26 августа Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела по фактам жестокости правоохранителей во время задержания на мирных акциях и в местах лишения свободы. Координационный совет даёт правовую оценку такой реакции СК.
Своим заявлением СК представил официальную позицию по более чем тысяче обращений граждан по фактам незаконного, необоснованного и произвольного применения правоохранителями оружия, физической силы и многочисленного арсенала спецсредств поражающего действия. Данные письменные обращения граждан подкреплялись фактами, зафиксированными аудио-, видеосьёмкой, задокументироваными и запротоколироваными должностными лицами компетентных государственных органов (в т.ч. в ходе медицинского освидетельствования и судебно-медицинских экспертных исследований), куда пострадавшие обратились с целью восстановления законности и защиты своих прав.
Однако, несмотря на установленные явные признаки противоправного, а зачастую и преступного характера действий правоохранителей в обозначенный период времени и зафиксированный в конкретных местах и обстоятельствах, Следственный комитет отказался возбудить уголовное дело, указав, что «…избранные сотрудниками правоохранительных органов средства и способы были соразмерны, применялись с намерением причинения наименьшего вреда в складывающейся обстановке», и на этом основании отказал в возбуждении уголовного дела.
Статья 4 Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете» чётко определяет, что основными задачами данного государственного органа являются всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством; защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия; выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.
В свою очередь, нормы УПК Республики Беларусь обязывают Следственный комитет, как орган уголовного преследования, при обнаружении признаков преступления, немедленно возбудить уголовное дело и провести всетороннее, полное и объективное расследование.
Но Следственный комитет, вопреки очевидным фактам беззакония со стороны тех, кто этот закон обязан защищать, полностью самоустранился от реагирования на данные факты, выставив в качестве агрументов не выдерживающие никакой критики доводы о «соразмерности» применённого правоохранителями насилия и о наличии у них в рассматриваемый момент времени законных оснований на его применение.
Весь мир облетели видеокадры применения силовиками оружия и спецсредств в отношении людей, протестующих против итогов президентских выборов.
Вместе с тем, нормы статьи 29 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» и статьи 21 Закона Республики Беларусь «О внутренних войсках» запрещают применять или использовать оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. О какой «соразмерности» можно вообще утверждать, когда речь идёт об оценке заведомо незаконных действий?
Более того, эти же статьи упомянутых законов устанавливают чёткий и исчерпывающий перечень оснований применения оружия (то есть случаев или ситуаций, дающих право на законное его применение).
На основании этих статей оружие применяется исключительно в отношении конкретного лица:
Данный Закон предусматривает строго персонифицированный порядок применения оружия, но полностью исключает возможность его применения в отношении неопределённого круга людей. Иными словами, Закон запрещает расстреливать группы людей.
Анализируя обстановку 9-12 августа, не сложно придти к выводу, что ни одна из норм Закона при применении боевого оружия, стреляющего резиновыми пулями, не была соблюдена.
Также погибший Александр Тарайковский не являлся на момент своего убийства лицом, в отношении которого могло быть применено оружие в ситуации, возникшей на указанный момент.
Абсолютно аналогичная ситуация и в отношении специальных средств, в том числе пиротехнического действия, применение которых повлекло причинение людям телесных повреждений различной степени тяжести, в том числе увечий.
Статьи 26 и 28 упомянутого Закона «Об органах внутренних дел» устанавливают обязанность сотрудников осуществлять применение спецсредств с соблюдением требования причинения наименьшего вреда жизни, здоровью, чести и достоинству граждан, имуществу граждан и организаций, государственному имуществу, и с условием принятия мер по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи.
На деле же мы увидели, как полный арсенал спецсредств поражающего действия был бездумно и произвольно применён в отношении мирных, не оказывающих никакого сопротивления, граждан в условиях массового их скопления на ограниченной территории.
Отдельного упоминания заслуживают задокументированные факты осуществления правоохранителями в местах задержания людей и временного их содержания того, что описывается в уголовном законе как «любые действия, которыми какому-либо лицу умышленно причиняются сильная боль, физическое или психическое страдание в целях понуждения данного лица либо третьего лица к действиям, противоречащим их воле, в том числе чтобы получить от них сведения или признания, а также в целях наказания либо в иных целях либо по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом, выступающим в официальном качестве, с использованием своих служебных полномочий, или по его подстрекательству, или с его ведома или молчаливого согласия….» – то есть пытки, за которые, согласно статье 128 УК Республики Беларусь, следует наказание вплоть до смертной казни или пожизненного заключения, и на которые срок давности их совершения не распространяется.
Однако, Следственный комитет и об этих фактах стыдливо умолчал.
В первую очередь, в действиях руководителей и должностных лиц Следственного комитета (прежде всего – следователей), за непринятие мер по расследованию преступлений, связанных с применением правоохранителями насилия и пыток в отношении граждан Беларуси, установлению истины и привлечению виновных к ответственности, усматриваются признанаки преступления, предусмотренные частью третьей статьи 425 УК Республики Беларусь (бездействие должностного лица, занимающего ответственное положение), которое является тяжким и предусматривает ответственность до семи лет лишения свободы.
А в совокупности всех обстоятельств и в обстановке, в которой руководителями Следственного комитета давались указания не возбуждать уголовные дела по описанным фактам, а следователями принимались конкретные процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовных дел, такие действия могут быть квалифицированы как пособничество в захвате и удержании власти неконситуционным путём, повлёкшие гибель людей либо сопряжённые с убийством (ч.6 статьи 16, часть 3 статьи 357 УК Республики Беларусь), которое предусматривает наказание до двадцати пяти лет лишения свободы, либо пожизненное заключение, либо смертную казнь.