О российской пропаганде часто говорят как о виновнице того, что многие люди в России поддерживают войну в Украине и верят телевизору больше, чем реальности. Влияет работа пропагандистов, кажется, не только на россиян, а еще и на белорусов: об этом свидетельствуют опросы социологов. Иногда кажется, что противостоять пропаганде просто невозможно. Действительно ли она такая мощная, какими инструментами пользуются пропагандисты и можно ли им сопротивляться? Об этом «Зеркало» поговорило с российским журналистом, ведущим программы «Выезжаем за пруфами» Ильей Шепелевым, а также профессором Карлова университета в Праге и экспертом iSans Александром Морозовым.
Как российская пропаганда дошла до ее «ядерного» уровня, который мы наблюдаем сейчас?
По словам Александра Морозова, развитие кремлевской пропаганды в ее нынешнем виде началось с 2004 года. Тогда в российской политической истории случились два события: протесты в Украине и решение Владимира Путина идти на второй президентский срок.
— Большая группа медиа- и политических менеджеров начала участвовать в разработке идей для следующих лет его правления, — объясняет Морозов. — Одновременно с этим украинский Майдан (протесты в ряде городов Украины после второго тура президентских выборов. — Прим. ред.) очень напугал Кремль и всех тех людей, кто хотел сохранить в России политическую стабильность. Началась разработка инструментария, который был направлен на более активную манипуляцию общественным мнением и настроением больших групп населения. Все это делалось, чтобы полностью исключить какую-то возможность протестной активности и продвижения политических организаций. Был риск, что они выступят с альтернативными сценариями развития России и станут угрожать Путину и его окружению. Нужно было убрать любую возможность изменения политики Кремля и смещения тех людей, которых Путин привел к власти.
В 2005 году появился пропагандистский холдинг Russia Today. С самого начала основания холдинг финансируется российским правительством преимущественно из государственного бюджета.
— После этого было основано молодежное политическое движение «Наши» (создано администрацией президента России. — Прим. ред.). Началась разработка идеологии для молодых людей, была принята программа патриотического воспитания. До этого такого документа в России не существовало, — продолжает эксперт. — Были созданы и специальные издательства, в которых впервые начали издаваться пособия для государственных служащих по информационной войне — с критикой Запада и либеральной модели развития общества. Естественно, многое зависело и от системы образования. Для этой сферы было разработано достаточно «правильных» методических указаний, проходили конференции о том, каким образом определенная идеология должна была присутствовать внутри системы. Цель в том, чтобы она достигала подростков и студентов, формируя у них нужное отношение к официальной линии.
Источник: Zerkalo