Эссе Светланы Тихановской для The New York Times

«Никто в Европе не застрахован от диктатора моей страны»
Эссе Светланы Тихановской для The New York Times

Светлана Тихановская была кандидатом на президентских выборах в Беларуси в прошлом году, а теперь является лидером оппозиции в изгнании и возглавляет движение за демократию в стране.

«Всего год назад, 9 августа 2020 года, я была кандидатом в президенты и соперничала на выборах с Александром Лукашенко. Но диктатор, который уже 27 лет практически единолично правит страной, сфальсифицировал итоги выборов, что вылилось в массовые протесты. Мы объединились и организовали общенациональное движение за демократию. Нашими требованиями были и остаются освобождение всех политических заключенных, прекращение насилия и проведение свободных и справедливых выборов.

Режим ответил жестокостью. С тех пор было задержано более 35 тысяч человек, почти 5 000 из них утверждают, что подвергались пыткам. Власти возбудили 4 691 политически мотивированное уголовное дело, а по данным независимого правозащитного центра «Вясна», в настоящее время в стране более 600 политзаключенных. Десять человек погибли.

Прошлый год был непростым. Беларусы поняли, что путь к демократии долог и труден. Но борьба не ограничивается Беларусью: все демократические государства заинтересованы в том, чтобы в нашей стране восстановились стабильность и верховенство закона. Поддержать наше дело – не только их моральный долг. В этом есть и стратегический расчет: авторитарный режим представляет угрозу для всей Европы, и во благо всех европейцев его необходимо остановить. А беларусы, которые уже прошли огромный путь, должны стать свободными.

Нетрудно заметить, в чем сила нашей борьбы за демократию. В прошлом году 16 августа сотни тысяч беларусов вышли на улицы своих городов. С тех пор мирные протесты продолжались: люди собирались в большие и малые колонны, выходили на марши и выражали свое несогласие другими способами. Всего за 2020 год до полутора миллионов беларусов приняли участие в демонстрациях. Они самоорганизовывались с помощью социальных сетей, YouTube- и Telegram-каналов. 

Конечно, были и неудачи. Мы полагались на интернет, и режим воспользовался этим: его инструментами борьбы с народом стали отключение связи и цензура. Власти блокировали веб-сайты и громили редакции независимых СМИ. Со временем из-за безжалостных репрессий режима повысилась цена участия в протестах. И это при том, что мы пытались убедить чиновников и силовиков перейти на нашу сторону. Мы верили, что благодаря этому режим падет. 

В ответ на репрессии мы стали строить новое гражданское общество, основанное на сети фондов солидарности, стачечных комитетов, независимых СМИ, организаций взаимопомощи и волонтерских групп. Многие из наших структур координируются через защищенные мессенджеры или даже печатные газеты. Следуя своей Концепции национального примирения, мы приглашали присоединиться к нам тех госслужащих, кто не причастен к преступлениям против беларусов. Сила нашего движения – в горизонтальных связях, неформальных сообществах и общей вере в то, что в Беларуси будут свобода, верховенство закона и демократия.

Мир объединился вокруг нас. Иногда Беларусь становится именно той темой, по которой у политической элиты стран есть консенсус. В этом я убедилась, встретившись с лидерами уже 31 государства. Теперь мы призываем к созыву международной конференции высокого уровня для разработки «дорожной карты» мирного выхода из кризиса путем переговоров. Да, диктатор Лукашенко будет чинить нам преграды. Но мы считаем, что положить конец кризису можно: для этого нужно в ближайшие шесть месяцев провести свободные и справедливые выборы под международным наблюдением.

На недавних встречах с президентом США Джо Байденом и премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном я подчеркивала, что поддержать беларусов – моральный долг демократических стран. Беларусь находится на передовой в борьбе между авторитаризмом и демократией. Да, международная поддержка дает нам надежду, но мировое сообщество может сделать гораздо больше. Беларусам нужна помощь со стороны демократических стран. Программы такой помощи, например, уже предложили Дания и Германия. Дания поддержит беларусские независимые СМИ, а Германия предоставит гранты студентам.

Необходим целенаправленный удар по режиму Лукашенко. Мы приветствуем санкции, объявленные Европейским союзом и США в отношении предприятий и чиновников, которые финансируют или осуществляют репрессии. Сейчас крайне важно устранить любые лазейки, которые могут использовать Лукашенко и его союзники. Режим также должен быть отрезан от международного финансирования, поступающего из Организации Объединенных Наций, Всемирного банка или Европейского банка реконструкции и развития.  Международный валютный фонд должен отказать Лукашенко в доступе к финансовой поддержке. Наконец, представители диктатуры в Беларуси должны предстать перед международным судом и ответить за свои преступления.

В конце концов, дело не только в Беларуси. Режим стал угрозой для безопасности всей Европы. В мае беларусский режим вынудил экипаж самолета европейской авиакомпании совершить посадку в Минске. Акт международной агрессии – ради того, чтобы захватить журналиста. Буквально в этом месяце в Киеве был найден повешенным глава Беларусского дома в Украине. Пока в центре Европы у власти пребывает преступник, ни один гражданин Европы не может чувствовать себя в безопасности.

Режим будет пытаться выиграть время, имитируя реформы или пытаясь обменять освобождение политических заключенных на смягчение санкций, как уже предлагали некоторые государственные дипломаты. Мировое сообщество не должно поверить в оттепель. Наоборот, демократические государства могут помочь беларусам свергнуть диктатуру и обрести свободу. Для этого нужна решительная и скоординированная поддержка со стороны международных партнеров». 

Эссе Светланы Тихановской для The New York Times

 

© Навіны 97. Все права защищены.

Наверх