С начала года чистый отток специалистов в белорусской IT-сфере — 5500 человек. И в последние месяцы ситуация только ухудшается, пишет dev.by. Компании активно релоцируют сотрудников не только в соседние Литву и Польшу, но и в более экзотические страны вроде Грузии или Мексики. Правда, есть и те, кто, несмотря на массовый отъезд коллег и друзей, по-прежнему остается в стране. Поговорили с ними о работе, зарплате и настроениях.
Сергей, Светлана и Евгений работают в ЕРАМ. По их словам, увольнений в компании не было: практически всем предлагали релокацию. Ее пик пришелся на апрель-май, но постепенно процесс продолжается до сих пор. Светлана и Олег говорят, что с их проектов отказались уезжать всего 30−40% сотрудников.
— Их перевели на проекты с менее принципиальными заказчикам, — объясняет Светлана. — Да, некоторое количество западных клиентов ушло, но их совсем немного. Работы хватает.
Евгений тоже говорит, что работа в Беларуси есть на тех проектах, где заказчики не против сотрудников из Беларуси. Однако будущее туманно.
— Да, если человек остается без проекта, то ему предлагаются различные тренинги и активно ищется проект. Но новых клиентов практически нет. Потому те, кто остался, понимают: если ситуация не поменяется, то переезд в другую страну, скорее всего, неизбежен. Он просто откладывается, — делится Сергей.
Что касается зарплаты, то, по словам наших собеседников, она за это время не упала.
— Недавно сравнивала свою зарплату по месяцам за последние полгода — нет, меньше не стала. Держится на более-менее стабильном уровне. Правда, пересмотры компенсаций пока откладываются, — рассказывает Елена.
— Никаких намеков на сокращение пока не поступало, — добавляет Сергей.
Между тем, Евгений говорит, что в его подразделении вернулись к практикам, которые были до февраля 2022 года.
— То есть вернулись повышения зарплаты, если человек работает и растет. Единственное, что добавилось условие: для пересмотра теперь необходимо чтобы человек работал на проекте.
А вот найм новых сотрудников в ЕРАМ приостановили, говорят наши собеседники. И когда компания снова начнет набирать работников, неизвестно.
— Оставшиеся в Беларуси первое время очень нервничали, боялись увольнений, — объясняет Светлана. — На данный момент успокоились. Еще есть надежда, что клиенты не окончательно распрощаются с треугольником Беларусь-Россия-Украина и работа у нас будет. А перспективы пока непонятные. Провластные IT-компании останутся с работой. Но что будет с теми, кто по другую сторону? Вопрос времени. Вероятнее всего, рано или поздно все квалифицированные специалисты уедут, чтобы потом вернуться и поднимать страну из нынешнего состояния.
— Настроение немного тревожное. На всякий случай нужно быть готовым к тому, что придется переезжать за границу, — объясняет Сергей. — Однако мы все надеемся на лучшее и на то, что хотя бы этот небольшой айтишный островок безопасности не захлебнется в нашей стране. По поводу перспектив тяжело загадывать. Все зависит от дальнейших политических действий всех стран и их лидеров. Лично я считаю, что можно будет стабильно работать и достойно зарабатывать и отсюда. Однако оправиться от репутационного удара и вернуться в состояние, в котором мы были ранее, не получится еще около 5−7 лет.
У Евгения тоже пессимистичное настроение. Говорит, что не видит тенденции к улучшению качества жизни. Скорее, напротив.
— Закрытие частных медцентров, уменьшение числа хороших импортных товаров, инфляция — это все сильно влияет на качество жизни к которому многие привыкли. Если тенденция продолжатся, то переезд в другую страну скорее откладывается, чем отменяется. Уезжают в основном сильные и состоявшиеся специалисты, остаются в большей мере молодые. Какие перспективы в IT-сфере? Если ничего не поменяется с авторитетом Беларуси на международной арене и качеством жизни в стране, то отрасль уменьшится (если вообще останется). За неимением опытных специалистов, способных обучать молодых, будет постепенная деградация. Российский рынок тут не спасет. С тем уровнем жизни и потребления, которое есть в РФ, там не будут востребованы IT-специалисты в большом объеме. Я уже молчу про невозможность платить зарплату по мировым расценкам.
Игорь работает в Andersen со штатом более 3500 человек. Его проект был завязан на российский банк, но компания прекращает работу с Россий, поэтому мужчина будет искать другое место.
— Что касается зарплаты, то тут могу и удивить: она выросла. А по поводу настроений у людей… Они разные. Иностранные компании не хотят брать себе сотрудников из Беларуси и России. Если вы хотите иностранный проект, то сейчас в 80% случаев это релокейт. О перспективах пока говорить рано. Могу сказать, что сотрудники с высоким уровнем навыков будут востребованы может даже выше, чем раньше.
Сотрудник Vizor Games Игнат говорит, что на работе значительного оттока кадров не наблюдается: уволились несколько десятков человек.
— Это совсем незначительные цифры от общего числа, — рассказывает он. — А вот прием на работу замедлился: за последние несколько месяцев вакансий стало в два раза меньше.
При этом, по словам молодого человека, работы хватает, а уровень зарплаты остался прежним. Но свое настроение Игнат описывает как «тревожное».
— Не могу говорить за всех, но, думаю, сейчас в Беларуси остались в основном те люди, кто еще не успел релоцироваться или пока не может это сделать по тем или иным причинам. Лично я до 24 февраля планировал через года полтора уехать в Киев. Но теперь, видимо, придется искать новые варианты. Благо компания позволяет это сделать и всячески помогает при релокации. Слежу за ситуацией и держу в уме вероятность того, что ситуация в стране ухудшится и придется внепланово уезжать хоть куда-то. Но хочется верить в лучшее.
Игорь — ведущий инженер-программист крупной компании iTechArt. Он говорит, что из их белорусского офиса сотрудников тоже перевозили в Литву, Польшу и даже Узбекистан. Причина все та же — заказчики не хотят работать с Беларусью.
— Но работа есть даже у тех ребят, кто остался. Компания довольно крупная. Многие, на самом деле, не хотят переезжать. Я сам очень много путешествую и уехать куда-то не проблема. Но даже несмотря на все происходящее, в Беларуси мне комфортнее. Многие разделяют мои взгляды. В конце февраля уехало очень много человек, а к лету большинство вернулись. Наверное, если случится что-то совсем страшное, вроде активных боевых действий на территории нашей страны или каких-то тотальных ограничений, то люди уедут окончательно. Но пока все надеются на лучшее.
Источник: Zerkalo