1 июня стало известно, что США могут передать Украине четыре современных разведывательно-ударных беспилотника MQ-1C Gray Eagle c ракетами Hellfire. Это одна из самых современных моделей, которая ранее никогда не поставлялась за рубеж. Рассказываем, что представляет собой этот дрон.
Символом ударных дронов последних лет, безусловно, служит турецкий беспилотник Bayraktar TB2, имеющийся у Украины. Однако это далеко не лучший аппарат в своем классе — скорее, туркам удалось найти удачное сочетание цены и эффективности. Они создали сравнительно недорогой дрон, который легко производить и использовать. Однако тот же «Байрактар» Турция стала разрабатывать только после того, как США отказались поставлять им одни из лучших боевых беспилотников в мире — MQ-1 Predator. И, если турецкий БПЛА можно расценивать как «Predator для бедных», то MQ-1C Gray Eagle — наоборот, современная модернизация этого легендарного американского беспилотника, во всем превосходящая оригинал.
Легендой MQ-1 Predator стал не случайно. Этот дрон стал первым в мире настоящим ударным БПЛА, обладающим всеми необходимыми качествами для этого вида оружия — возможностью долго находиться над землей, оптическими приборами для обнаружения и распознавания целей, управляемым оружием, позволяющим со смертоносной точностью поражать противника на земле.
Изначально «Предатор» был обычным, пусть и очень совершенным и дорогим разведывательным кроном. Первый свой полет он совершил в 1994 году, а уже два года спустя успешно добывал разведданные на территории охваченной гражданской войной Югославии. Оставалось только оснастить беспилотник чем-то мощным и точным — и такое оружие нашлось. Управляемая противотанковая ракета AGM-114 Hellfire изначально предназначалась вовсе не для беспилотников, ей вооружали ударные вертолеты. Однако боеприпас имел неплохую систему самонаведения, и, что главное, весил всего 45 килограмм.
К началу нулевых годов MQ-1 Predator оснастили лазерными целеуказателями и пилонами для подвески ракет — и мир увидел совершенно новый класс вооружений, разведывательно-ударные БПЛА. Результат не заставил себя ждать, первый успешный удар «Предатор» нанес в ночь на 3 ноября 2002 года. Высокопоставленный лидер «Аль-Каиды» Салим Синан был взорван в собственном автомобиле посреди йеменской пустыни. В его транспорт попала ракета Hellfire c беспилотника, управляемого оператором, сидевшим в Джибути (Африка), в сотнях километрах от машины Синана.
Впоследствии эффективность ударных беспилотников снова и снова подтверждалась. Сначала — против слабо вооруженных повстанцев в различных регионах планеты, затем — против регулярной армии в Нагорном Карабахе. Война в Украине показала, что даже в условиях превосходства противника в воздухе «Байрактары» оказались исключительно полезными — и как истребители вражеской техники, и в роли разведчиков и корректировщиков для ствольной и реактивной артиллерии. Совершенно очевидно, что американские беспилотники, во всем превосходящие турецкие модели, могут оказаться еще более эффективными.
К моменту, когда MQ-1 Predator получил ударные возможности, эта модель уже не была новой, и в начале 2000-х годов американская компания General Atomics приняла решение о глубокой модернизации беспилотника. Никаких революционных изменений в конструкции дрона не предполагалось, достаточно было улучшить имеющиеся характеристики: практический потолок (высота, на которую может подняться аппарат) и количество ракет, которые БПЛА может поднять.
Впервые в воздух MQ-1C Gray Eagle поднялся в 2004 году, а на вооружении оказался в 2009. Всего было произведено около 200 таких беспилотников, причем США никогда не экспортировали их, MQ-1C есть только у американской армии, спецназа и ЦРУ. В случае, если поставка дронов в Украину все же состоится, ВСУ окажутся первыми зарубежными операторами этого БПЛА.
Внешне «Грей Игл» весьма похож на Predator — фюзеляж с прямыми тонкими крыльями, толкающий винт в задней части машины, Л-образное хвостовое оперение, характерный крупный нос, скрывающий радиолокационную станцию. Двигатель Thielert Centurion 1.7 мощностью 165 л.с. обеспечивает беспилотнику максимальную скорость до 310 километров в час, однако крейсерская скорость куда ниже, около 200 километров в час.
При необходимости беспилотник может подниматься на высоту около 9000 метров — на 800 метров выше, чем «Байрактар», и нести 360 килограммов полезной нагрузки (у «Байрактара» 100 килограмм). Радиус действия дрона составляет порядка 400 километров, что в 2,5 раза больше, чем у турецкого беспилотника. В стандартном варианте «Грей Игл» может проводить в воздухе около суток, однако некоторые модернизированные версии позволяют использовать дополнительные топливные баки, и продолжительность полета повышается до 50 часов.
Пожалуй, на сегодня MQ-1C может считаться одним из лучших боевых беспилотников в мире — из американских машин его превосходит, возможно, только MQ-9 Reaper (очень похожий, впрочем, и на «Предатор», и на «Грей Игл», производящейся той же компанией).
Источник: Zerkalo