В Беларуси уже четвертую неделю работают контрсанкции для автоперевозчиков из ЕС. Ограничения предусматривают, что фуры из Европы могут въезжать к нам только для перегрузки груза или перецепки, дальше груз могут доставлять белорусские перевозчики. Когда только ввели новшество, сотрудники белорусских фирм-перевозчиков говорили, что оформление в транспортно-логистических центрах очень долгое, из-за этого происходит «коллапс» и «таможня потонет в количестве работы». Прошло время, и мы узнали, какая сейчас ситуация с оформлением грузов из ЕС.
Специалисты из Беларуси, которые занимаются оформлением перевалки грузов на границе ЕС и Беларуси, говорят, что эта процедура на наших таможенно-логистических центрах (далее — ТЛЦ) по-прежнему проходит очень долго и медленно.
— Машин много, очереди огромные. В среднем по три-четыре дня надо ждать, чтобы оформиться на перегрузку. Чаще логисты уже налаживают схему перевалки так, чтобы фуры из ЕС и Беларуси перегружались друг в друга. Уже даже схемы посложнее осуществляют — с тройками и четверками машин, — рассказал логист одной из белорусских фирм-перевозчиков.
Специалист говорит, что не спасает от очередей даже то, что в перечень мест для грузовых операций и перецепки добавили еще три склада временного хранения, — «Брествнештранс», «Белимпортторг» и «Транзит».
Представители белорусских фирм-грузоперевозчиков говорят, что из-за ответных мер Минска на санкции ЕС работать стало гораздо сложнее, чем раньше, а также затратнее по деньгам. По словам участников рынка, со ставками фрахта на автомобильные перевозки по Европе «творится разброд и шатание», они поднялись раза в три, а то и больше. Например, цена на перевозку из Испании в Беларусь стоит около десяти тысяч евро, а раньше она была порядка четырех тысяч евро.
— Сейчас зарабатывают поляки и литовцы, а мы просто смотрим и облизываем губы, — отметил сотрудник одной из белорусских компаний-грузоперевозчиков. — Отечественные предприятия оставили ставки примерно на том же уровне, что и были. А вообще, иногда кто во что горазд, бывают и совершенно необоснованные по стоимости фрахты.
— Ничего здесь не изменилось с того момента, как начали действовать ответные меры: как были очереди, так и остались, — подтверждает информацию логистов дальнобойщик Дмитрий, который работает в белорусской компании.
Раньше мужчина возил грузы из России в Европу и обратно, а после того, как Беларусь ввела ответные меры на санкции ЕС, его маршрут заканчивается на родине, возле белорусско-польской границы. Водитель уже был на перецепе, в прошлый раз он приезжал на ТЛЦ «Бремино-Берестовица» для того, чтобы обменяться полуприцепами с польским водителем. В момент разговора с журналистом он ждал перецепа на ТЛЦ возле пункта пропуска «Козловичи».
— Сейчас колейка начинается возле АЗС «Татнефть» (это около шести километров от ТЛЦ. — Прим. ред.), грузовики стоят по обеим сторонам дороги, ждут свою «пару» со стороны Европы, — рассказал водитель.
Дмитрий считает, что процедура перецепа в общем-то не сложная, если изучить ее, однако, водитель отметил, что в ней много телодвижений, поэтому «перворазникам» сложно ориентироваться. Мужчина говорит, что лучше в этом плане все организовано на ТЛЦ «Бремино-Берестовица». Когда он там был, то к дальнобойщикам выходил сотрудник и объяснял, куда нужно ехать и что делать.
— Везде оформление происходит примерно одинаково: приезжаешь, ставишь машину на стоянке и идешь в ТЛЦ, где сообщаешь о своем прибытии. Эту информацию передают на белорусскую границу, после чего европейский грузовик, с которым ты должен перецепиться, пропускают в Беларусь, с ним ты занимаешь очередь на въезд в зону таможенного оформления, — рассказал Дмитрий.
По мнению дальнобойщика, организация очереди лучше возле пункта пропуска «Козловичи», там она электронная: каждой паре грузовиков присваивается номер, продвижение можно отслеживать через Telegram-канал, который создал Брестский филиал РУП «Белтаможсервис». Кстати, в этом же чате появляются объявления, касающиеся оформления перевозки.
В прошлый раз Дмитрий ждал заезда на ТЛЦ более суток, как будет сейчас — неизвестно и непредсказуемо. Мужчина говорит, хорошо, если ждешь своей очереди где-нибудь возле АЗС, где есть туалет, душ, или возле магазина, но места там не всегда бывают.
— А бывает, припаркуешься на грузовике далеко от цивилизации, где-нибудь вдоль поля. Их хорошего — только мусорки стоят. Туалета нет, водители «удобряют» обочину, про душ вообще можно не мечтать. Поесть нечего. Я брал такси и ездил в Брест, чтобы купить продукты, потом готовил в машине.
Уже заехав на парковку ТЛЦ, водители чувствуют себя комфортнее — в здании есть «удобства» и кафе, в котором наш собеседник обедал за 15 рублей с первым, вторым и третьим блюдами. Но и там дальнобоям приходится терять время в очередях к каждому окну.
— В прошлый раз на ТЛЦ я пробыл около восемь часов. В 23:00 в одном окне оформляли уведомление о прибытии, простояли там мало, около 2,5 часов. Потом пошли на второй этаж — там таможня, застряли там часов на пять, попали на пересменку. Сама пересменка занимает пять минут, но новый сотрудник приходит и начинается путаница с ранее поданными документами, мол, что это, а где другие документы, а кому их отдавали, а кто их брал?
Еще около полутора часов у водителей ушло на перецепку и оплату парковки. Кстати, по сведениям водителя, стоимость нахождения на парковке снова изменилась: за белорусский грузовик он заплатил 27 рублей, за польский — 92 рубля. Напомним, до «ответных мер» заезд на территорию ТЛЦ стоил 50 рублей, с 16 апреля стал более 150 рублей. 21 апреля цены снова пересмотрели — стоимость пребывания фур в зоне таможенного контроля снизили до 99 рублей.
Белорус Александр работает водителем на польской фирме. Когда были введены ответные меры на санкции ЕС, он в числе первых заехал в Беларусь для перецепки. Ждать в колейке перед ТЛЦ возле ПП «Козловичи» ему не пришлось — ее тогда еще не было, да и внутри оформление прошло довольно быстро. Спустя сутки водитель уехал в Польшу — задержка была лишь из-за того, что он ждал, когда белорусский коллега притянет полуприцеп с экспортным грузом.
Но потом руководство польской компании решило, что перецепки брать не будет — опасно, ведь неизвестно, что за полуприцеп повезет за собой их тягач: в каком он техсостоянии, как внутри закреплен груз, и что делать, если плохо и по дороге что-нибудь вывалится.
— Колейки на заезд в Беларусь нет, машины спокойно заезжают на пункт пропуска. Но вот поляки оформляют очень медленно. Белорусская сторона нормально справляется — нагрузки как раньше у них нет. На пересечение границы уходит не менее суток. Едут в Беларусь в основном казахские, молдавские и польские машины, — рассказал о ситуации на границе водитель.
В нашем пункте пропуска на европейский тягач вешают навигационную пломбу — отслеживают, чтобы машина не уехала вглубь Беларуси. Водитель говорит, что при этом никто не мог пояснить ему, на какое расстояние от границы он может продвинуться.
— Говорят — до первой заправки. Я отвечаю: так там нет парковки нормальной, чтобы я мог там стоять. Они реагируют, мол, ничего не знаем. Никакой конкретики нет, и как быть?
Во второй раз Александр ехал на перегрузку в ТЛЦ «Бремино-Берестовица», где застрял на пять суток, которые провел в кабине тягача. Мужчина отметил: чтобы въехать на территорию ТЛЦ фуры стоят в колейке, как раньше перед границей, сейчас она примерно три километра. Электронной регистрации на заезд грузовиков тут нет.
Александр говорит, что на этом участке дороги для водителей также, как и возле Бреста, санитарные удобства — на обочине. Правда с едой тут немного получше: вдоль очереди ездила автолавка с продуктами, в которой водители могли отовариться.
— На парковке ТЛЦ тоже живая очередь, поэтому все время дергаешься, когда выжидаешь, что тебе надо идти на оформление. Но в этом ТЛЦ хорошая санитарная зона, есть магазин, где можно купить еду по нормальным ценам — драники, рыба жареная, беляши, чебуреки.
По словам дальнобойщика, оформление груза на ТЛЦ настроено «адекватно». Для перегрузки водителям не надо бегать в таможню, здесь сперва пишешь заявление на оформление, а потом ждешь, когда освободится рампа, кран или погрузчик. За погрузо-разгрузочные работы надо платить в расчете четыре рубля за тонну (по два рубля за разгрузку и погрузку). Александр сказал, что за стоянку двух машин в течение двух суток и погрузку-разгрузку 22,5 тонн он заплатил 776 рублей.
— Заказы на перевозку у нас есть, да и партнера в Беларуси найти не проблема. Фрахты очень подорожали — больше чем в два раза, да и затрат добавилось. Но нам очень тяжело стало работать морально, проще ехать, чем с этими оформлениями головой об стенку биться.
Из-за этих неудобств руководство польской фирмы подняло зарплату водителям — раньше за сутки им платили 50 евро, а сейчас — 60 евро.
Александр отметил, что их директор о сложившейся ситуации негативно не высказывается, потому что «ему все хорошо» — ведь перевозки стали стоить дороже, а пробеги и амортизация у машин сократились, меньше уходит топлива, не надо платить за дороги.
— Конечно, хорошо бы, если бы больше было площадок для оформления в разных местах, а не в одном, как в Бресте. А еще хочется чтобы сайт ГТК Беларуси разблокировали — из Польши его открыть нельзя, через VPN не всегда получается, а мы же новости оттуда узнаем, касающиеся нашей работы.
Напомним, 15 апреля Беларусь ввела запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автомобилей (и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе. Он начал действовать 16 апреля.
До этого, с 9 апреля, Евросоюз запретил автомобильные грузоперевозки, в том числе транзитные, для белорусских и российских компаний. Ограничения были приняты «в связи с ситуацией в Беларуси и причастностью Беларуси к российской агрессии против Украины». Исключение сделали для перевозки почты и грузов для гуманитарных целей.
Источник: Zerkalo