• Главная
  • Архив
  • Новости Zerkalo
  • «Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС

«Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС

 |  Артур Сенько  | 

В Беларуси уже четвертую неделю работают контрсанкции для автоперевозчиков из ЕС. Ограничения предусматривают, что фуры из Европы могут въезжать к нам только для перегрузки груза или перецепки, дальше груз могут доставлять белорусские перевозчики. Когда только ввели новшество, сотрудники белорусских фирм-перевозчиков говорили, что оформление в транспортно-логистических центрах очень долгое, из-за этого происходит «коллапс» и «таможня потонет в количестве работы». Прошло время, и мы узнали, какая сейчас ситуация с оформлением грузов из ЕС.

«Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС0

Логисты из Беларуси: Работать стало гораздо сложнее и затратнее

Специалисты из Беларуси, которые занимаются оформлением перевалки грузов на границе ЕС и Беларуси, говорят, что эта процедура на наших таможенно-логистических центрах (далее — ТЛЦ) по-прежнему проходит очень долго и медленно.

— Машин много, очереди огромные. В среднем по три-четыре дня надо ждать, чтобы оформиться на перегрузку. Чаще логисты уже налаживают схему перевалки так, чтобы фуры из ЕС и Беларуси перегружались друг в друга. Уже даже схемы посложнее осуществляют — с тройками и четверками машин, — рассказал логист одной из белорусских фирм-перевозчиков.

Специалист говорит, что не спасает от очередей даже то, что в перечень мест для грузовых операций и перецепки добавили еще три склада временного хранения, — «Брествнештранс», «Белимпортторг» и «Транзит».

Представители белорусских фирм-грузоперевозчиков говорят, что из-за ответных мер Минска на санкции ЕС работать стало гораздо сложнее, чем раньше, а также затратнее по деньгам. По словам участников рынка, со ставками фрахта на автомобильные перевозки по Европе «творится разброд и шатание», они поднялись раза в три, а то и больше. Например, цена на перевозку из Испании в Беларусь стоит около десяти тысяч евро, а раньше она была порядка четырех тысяч евро.

— Сейчас зарабатывают поляки и литовцы, а мы просто смотрим и облизываем губы, — отметил сотрудник одной из белорусских компаний-грузоперевозчиков. — Отечественные предприятия оставили ставки примерно на том же уровне, что и были. А вообще, иногда кто во что горазд, бывают и совершенно необоснованные по стоимости фрахты.

Процедура оформления не сложная, но много лишних телодвижений

— Ничего здесь не изменилось с того момента, как начали действовать ответные меры: как были очереди, так и остались, — подтверждает информацию логистов дальнобойщик Дмитрий, который работает в белорусской компании.

Раньше мужчина возил грузы из России в Европу и обратно, а после того, как Беларусь ввела ответные меры на санкции ЕС, его маршрут заканчивается на родине, возле белорусско-польской границы. Водитель уже был на перецепе, в прошлый раз он приезжал на ТЛЦ «Бремино-Берестовица» для того, чтобы обменяться полуприцепами с польским водителем. В момент разговора с журналистом он ждал перецепа на ТЛЦ возле пункта пропуска «Козловичи».

— Сейчас колейка начинается возле АЗС «Татнефть» (это около шести километров от ТЛЦ. — Прим. ред.), грузовики стоят по обеим сторонам дороги, ждут свою «пару» со стороны Европы, — рассказал водитель.

«Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС1

Дмитрий считает, что процедура перецепа в общем-то не сложная, если изучить ее, однако, водитель отметил, что в ней много телодвижений, поэтому «перворазникам» сложно ориентироваться. Мужчина говорит, что лучше в этом плане все организовано на ТЛЦ «Бремино-Берестовица». Когда он там был, то к дальнобойщикам выходил сотрудник и объяснял, куда нужно ехать и что делать.

— Везде оформление происходит примерно одинаково: приезжаешь, ставишь машину на стоянке и идешь в ТЛЦ, где сообщаешь о своем прибытии. Эту информацию передают на белорусскую границу, после чего европейский грузовик, с которым ты должен перецепиться, пропускают в Беларусь, с ним ты занимаешь очередь на въезд в зону таможенного оформления, — рассказал Дмитрий.

По мнению дальнобойщика, организация очереди лучше возле пункта пропуска «Козловичи», там она электронная: каждой паре грузовиков присваивается номер, продвижение можно отслеживать через Telegram-канал, который создал Брестский филиал РУП «Белтаможсервис». Кстати, в этом же чате появляются объявления, касающиеся оформления перевозки.

Более суток ожидания в очереди на оформление, восемь часов — на перецепку

В прошлый раз Дмитрий ждал заезда на ТЛЦ более суток, как будет сейчас — неизвестно и непредсказуемо. Мужчина говорит, хорошо, если ждешь своей очереди где-нибудь возле АЗС, где есть туалет, душ, или возле магазина, но места там не всегда бывают.

— А бывает, припаркуешься на грузовике далеко от цивилизации, где-нибудь вдоль поля. Их хорошего — только мусорки стоят. Туалета нет, водители «удобряют» обочину, про душ вообще можно не мечтать. Поесть нечего. Я брал такси и ездил в Брест, чтобы купить продукты, потом готовил в машине.

Уже заехав на парковку ТЛЦ, водители чувствуют себя комфортнее — в здании есть «удобства» и кафе, в котором наш собеседник обедал за 15 рублей с первым, вторым и третьим блюдами. Но и там дальнобоям приходится терять время в очередях к каждому окну.

«Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС2

— В прошлый раз на ТЛЦ я пробыл около восемь часов. В 23:00 в одном окне оформляли уведомление о прибытии, простояли там мало, около 2,5 часов. Потом пошли на второй этаж — там таможня, застряли там часов на пять, попали на пересменку. Сама пересменка занимает пять минут, но новый сотрудник приходит и начинается путаница с ранее поданными документами, мол, что это, а где другие документы, а кому их отдавали, а кто их брал?

Еще около полутора часов у водителей ушло на перецепку и оплату парковки. Кстати, по сведениям водителя, стоимость нахождения на парковке снова изменилась: за белорусский грузовик он заплатил 27 рублей, за польский — 92 рубля. Напомним, до «ответных мер» заезд на территорию ТЛЦ стоил 50 рублей, с 16 апреля стал более 150 рублей. 21 апреля цены снова пересмотрели — стоимость пребывания фур в зоне таможенного контроля снизили до 99 рублей.

Водитель польской компании-перевозчика: «Поляки оформляют очень медленно, белорусская сторона справляется»

Белорус Александр работает водителем на польской фирме. Когда были введены ответные меры на санкции ЕС, он в числе первых заехал в Беларусь для перецепки. Ждать в колейке перед ТЛЦ возле ПП «Козловичи» ему не пришлось — ее тогда еще не было, да и внутри оформление прошло довольно быстро. Спустя сутки водитель уехал в Польшу — задержка была лишь из-за того, что он ждал, когда белорусский коллега притянет полуприцеп с экспортным грузом.

Но потом руководство польской компании решило, что перецепки брать не будет — опасно, ведь неизвестно, что за полуприцеп повезет за собой их тягач: в каком он техсостоянии, как внутри закреплен груз, и что делать, если плохо и по дороге что-нибудь вывалится.

«Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС3

— Колейки на заезд в Беларусь нет, машины спокойно заезжают на пункт пропуска. Но вот поляки оформляют очень медленно. Белорусская сторона нормально справляется — нагрузки как раньше у них нет. На пересечение границы уходит не менее суток. Едут в Беларусь в основном казахские, молдавские и польские машины, — рассказал о ситуации на границе водитель.

В нашем пункте пропуска на европейский тягач вешают навигационную пломбу — отслеживают, чтобы машина не уехала вглубь Беларуси. Водитель говорит, что при этом никто не мог пояснить ему, на какое расстояние от границы он может продвинуться.

— Говорят — до первой заправки. Я отвечаю: так там нет парковки нормальной, чтобы я мог там стоять. Они реагируют, мол, ничего не знаем. Никакой конкретики нет, и как быть?

«Нам очень тяжело стало работать морально, проще ехать»

Во второй раз Александр ехал на перегрузку в ТЛЦ «Бремино-Берестовица», где застрял на пять суток, которые провел в кабине тягача. Мужчина отметил: чтобы въехать на территорию ТЛЦ фуры стоят в колейке, как раньше перед границей, сейчас она примерно три километра. Электронной регистрации на заезд грузовиков тут нет.

Александр говорит, что на этом участке дороги для водителей также, как и возле Бреста, санитарные удобства — на обочине. Правда с едой тут немного получше: вдоль очереди ездила автолавка с продуктами, в которой водители могли отовариться.

— На парковке ТЛЦ тоже живая очередь, поэтому все время дергаешься, когда выжидаешь, что тебе надо идти на оформление. Но в этом ТЛЦ хорошая санитарная зона, есть магазин, где можно купить еду по нормальным ценам — драники, рыба жареная, беляши, чебуреки.

По словам дальнобойщика, оформление груза на ТЛЦ настроено «адекватно». Для перегрузки водителям не надо бегать в таможню, здесь сперва пишешь заявление на оформление, а потом ждешь, когда освободится рампа, кран или погрузчик. За погрузо-разгрузочные работы надо платить в расчете четыре рубля за тонну (по два рубля за разгрузку и погрузку). Александр сказал, что за стоянку двух машин в течение двух суток и погрузку-разгрузку 22,5 тонн он заплатил 776 рублей.

«Машин много, очереди огромные». Как работают грузоперевозчики почти через месяц после введения Минском ответа на санкции ЕС4

— Заказы на перевозку у нас есть, да и партнера в Беларуси найти не проблема. Фрахты очень подорожали — больше чем в два раза, да и затрат добавилось. Но нам очень тяжело стало работать морально, проще ехать, чем с этими оформлениями головой об стенку биться.

Из-за этих неудобств руководство польской фирмы подняло зарплату водителям — раньше за сутки им платили 50 евро, а сейчас — 60 евро.

Александр отметил, что их директор о сложившейся ситуации негативно не высказывается, потому что «ему все хорошо» — ведь перевозки стали стоить дороже, а пробеги и амортизация у машин сократились, меньше уходит топлива, не надо платить за дороги.

— Конечно, хорошо бы, если бы больше было площадок для оформления в разных местах, а не в одном, как в Бресте. А еще хочется чтобы сайт ГТК Беларуси разблокировали — из Польши его открыть нельзя, через VPN не всегда получается, а мы же новости оттуда узнаем, касающиеся нашей работы.

Напомним, 15 апреля Беларусь ввела запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автомобилей (и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе. Он начал действовать 16 апреля.

До этого, с 9 апреля, Евросоюз запретил автомобильные грузоперевозки, в том числе транзитные, для белорусских и российских компаний. Ограничения были приняты «в связи с ситуацией в Беларуси и причастностью Беларуси к российской агрессии против Украины». Исключение сделали для перевозки почты и грузов для гуманитарных целей.

Источник: Zerkalo

© Навіны 97. Все права защищены.

Наверх