Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей неожиданно призвал ЕС восстановить диалог. Это произошло после почти двух лет обвинений Запада в попытке госпереворота, уничтожения властями европейских институтов в стране и обещания «вырезать» оставшиеся НГО. Пока Евросоюз, кажется, на взаимность особо не настроен: об этом, по мнению некоторых аналитиков, говорит сам факт публикации конфиденциального по задумке Макея письма. В то же время за почти тридцать лет нахождения Лукашенко у власти попытки наладить диалог с Западом были — и неоднократно. Мы решили вспомнить некоторые из них и рассказать, чем все закончилось.
90-е: молниеносный раздор и посредничество ОБСЕ
Для того, чтобы заняться восстановлением отношений с Западом, нужно сначала их разрушить. Александру Лукашенко после прихода к власти в 19о4-м это удалось поразительно быстро. Если в начале 90-х отношения с западными странами активно развивались, а руководство Беларуси открыто говорили о возможном будущем вступлении в Евросоюз (к примеру, министр иностранных дел Петр Кравченко во время визита в Германию в марте 1994-го заявлял, что к 2005-му году Беларусь рассчитывает полностью соответствовать критериям Маастрихтского договора и будет интегрирована в ЕС), то после президентских выборов 1994-го все кардинально изменилось.
После того, как Лукашенко в 1995 году провел первый из многочисленных референдумов, Парламентская ассамблея ОБСЕ заявила, что плебисцит прошел с нарушениями международные стандартов, а также заявила об обеспокоенности государственным контролем над СМИ, влиянием властей на процесс голосования и созданием препятствий для оппозиции. Это мнение разделяли и в Госдепе США.
Источник: Zerkalo