Британское издание iNews опубликовало расследование, в котором выяснилось, что подсанкционный самолёт Михаила Гуцериева дважды в январе прилетал Лондон. Однако британские ведомства заявили, что никаких санкций нарушено не было.

17 и 31 января 2022 года самолет Михаила Гуцериева Embraer ERJ-135BJ Legacy с регистрационным номером P4-MSG прилетал в лондонский аэропорт Лутон, проведя в общей сложности семь дней на территории Великобритании. И это несмотря на то, что 9 августа 2021 года данный борт попал под санкции Великобритании, где говорилось, что страна не будет оказывать техническую помощь ряду самолетов режима и Гуцериева. 

Гуцериев был назван в уведомлении о санкциях «давним соратником» Лукашенко, который через свои деловые интересы оказывал поддержку режиму в Беларуси, обвиняемому в целом ряде нарушений прав человека.

Министерство иностранных дел по делам Содружества и Развития (FCDO) подтвердило, что санкции в отношении самолета оставались в силе в течение семи дней, пока он находился в Великобритании. Однако источники iNews в правительстве отказались сообщить, подвергался ли самолет каким-либо принудительным мерам в этот период.

Самолёт Гуцериева под санкциями дважды прилетал в Лондон в январе

iNews пишет, что подразделение Министерства финансов, отвечающее за обеспечение соблюдения санкций Великобритании, рассмотрело информацию, предоставленную беларусскими активистами о том, что в Лондон прилетел подсанкционный самолет, и решило, что «никаких нарушений финансовых санкций в отношении этого самолета не произошло».

«Не похоже, что Великобритания действительно намеревается соблюдать санкции, которые она вводит, вместо этого она просто объявляет об этих санкциях, чтобы выглядеть хорошо», – сказал представитель Профессионального союза беларусов в Великобритании (PUBB).

Издание попробовало уточнить у британских ведомств будут ли такие действия, как дозаправка или взлет и посадка в аэропорту, квалифицированы как «техническая помощь», которую Великобритания обязывалась не оказывать бортам Гуцериев. Однако ни FCDO, ни министерство финансов не ответили на запросы, а Министерство транспорта заявило, что не комментирует введение санкций против конкретных самолетов.

8 февраля беларусские активисты получили письмо от Управления по осуществлению финансовых санкций (OFSI), в котором говорилось, что «после полного изучения информации OFSI установило, что в отношении этого самолета не было нарушений финансовых санкций».

Примерно в то же время в онлайн-документ FCDO с подробным описанием санкций были внесены поправки, в которых были удалены подробности о шести самолетах.

Несмотря на это представитель британского правительства заявил: «Великобритания и наши партнеры продолжают оказывать давление на режим Лукашенко и тех, кто его поддерживает, в том числе посредством жестких санкций. Ничего не изменилось, кроме руководства для промышленности и того, как оно представлено. Это не влияет на действие санкций Великобритании в отношении Беларуси — запрет остается прежним».

За комментариями также обратились и в Аэропорт Лутон, однако там отказались обсуждать, знали ли они о санкционированном статусе P4-MSG и получали ли какие-либо сообщения от властей Великобритании по поводу самолета. Пресс-секретарь сообщил, что в аэропорту действует политика никогда не сообщать подробности о посещении самолетов.