Обозреватель Егор Лебедок в своем телеграм-канале объяснил, в каких случаях страна может запросить помощь ОДКБ, кто из Беларуси может поехать в Казахстан в случае необходимости и почему помощь России и Беларуси в подавлении протестов – не очень хорошая идея. Приводим мнение без изменений.
В соответствии с Соглашением о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ последние применяются для локализации вооруженных конфликтов, борьбы с международным терроризмом. Именно для борьбы с «терроризмом» запрашивает помощь Токаев, умышленно под эту норму Соглашения заявляет: «Данные террористические банды являются по сути дела международными». Актом внешней агрессии происходящее в Казахстане на данном этапе назвать никак нельзя. Классика совковой политики – все проблемы списывать на внешних акторов.
Решение о применении КСОР принимается Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких Сторон на основе консенсуса или с согласия Сторон. Это тоже еще поле для игр разных стран ОДКБ, например, Армении.
Подготовка и проведение операции КСОР осуществляются Командующим КСОР, который назначается из числа представителей принимающей Стороны (в данном случае Казахстана), если не будет принято иное решение.
Подразделения спецназа органов внутренних дел Сторон, выделенные в состав КСОР, привлекаются к выполнению, в частности, следующих задач:
- 📌 ликвидация незаконных вооруженных формирований;
- 📌 противодействие массовым беспорядкам, препятствующим выполнению поставленных задач;
- 📌 обеспечение безопасности государственных объектов.
Весьма примечательно в текущей ситуации особое мнение Узбекистана по проекту Соглашения о КСОР ОДКБ: «При этом мы исходим из того непреложного убеждения, что каждая из стран–участников ОДКБ в состоянии решать свои внутренние противоречия и противостояния собственными силами без привлечения Вооруженных Сил извне. И только в случае внешней агрессии и силового вмешательства извне возникнет необходимость привлечения и применения КСОР». Беларусь подписала Соглашение как есть.
В состав КСОР от Беларуси входят СОБР Внутренних войск и 103-я бригада ССО. Но в последних учениях КСОР в Таджикистане от нас участвовал и сводный разведотряд курсантов факультета военной разведки Военной академии и военнослужащих отдельной роты специального назначения ЗОК. Если очень нужно, то оперативно можно включить другие подразделения от нас. При этом, в рамках Соглашения, в ходе подготовки и проведения операций с участием подразделений органов внутренних дел Сторон не допускается распространение информации об их составе, о тактике проведения операций, о характеристиках вооружения, спецсредств и спецтехники, а также информации, раскрывающей иные сведения, запрещенные к распространению национальным законодательством направляющих Сторон. То есть, например, состав направляемых сил от ВВ, куда можно включить в закрытом формате или переподчинив другие подразделения, можно и не узнать.
Направление военнослужащих (включая сотрудников МВД, СК, прокуратуры и т.д.), а также гражданского персонала за пределы Беларуси для таких целей осуществляется с их личного письменного согласия по решению президента Беларуси. Срочников не направляют, но они могут в ходе службы подписать контракт. Офицеров по призыву тоже не направляют. Для отправки нашего контингента КСОР не нужно согласие Парламента. В мае 2021 года упрощены требования к военнослужащим, направляемым для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Не думаю, что в серьезном негативном варианте некоторое количество трупов беларусских военнослужащих-добровольцев из Казахстана изменит ситуацию в Беларуси – для народа не особо печально – сами захотели, для сторонников Лукашенко очередные герои на недельку войны с Западом, про которых и забудут при смене повестки дня.
Другое дело, если в Казахстане наши и россияне поубивают казахов, а те, включая военных и полицию, воспримут это как внешнюю агрессию (что вероятно), то тут ситуация на международном уровне осложнится для отправляющего. При локализации аэропорта нужно будет проводить спецоперацию, чтобы этот контингент КСОР вытянуть из Казахстана (что также чревато разрастанием конфликта). Иначе будут сотни заключенных или военнопленных, за которых уже самому придется торговаться. Решением одного на отправку сил, Беларусь может ввязаться в войну с пока еще союзником.
Дополнено
Поздно вечером Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности все же принял решение направить в Республику Казахстан не Коллективные силы быстрого реагирования, что было бы логично для борьбы с «терроризмом», а Коллективные миротворческие силы (КМС). Причем цель направления миротворческих сил – стабилизация и нормализация обстановки в этой стране.
С одной стороны, Токаев заявляет о международном терроризме в Казахстане, для борьбы с которым КСОР, в частности, и созданы. Но направляют коллективные миротворческие силы, которые как по названию должны быть призваны для установления мира между конфликтующими сторонами, так и по задачам.
Получается, что ОДКБ признает противников власти Казахстана стороной конфликта, а не террористами, как то заявлял Токаев? Ведь не будут же эти силы «создавать условия для переговоров» с террористами, да еще и «подготовленными» и «международными».
Согласно ст. 5 Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ, предпринимаемые Коллективными миротворческими силами действия осуществляются в духе беспристрастности, нейтральности и открытости при ясно выраженном согласии конфликтующих сторон, и при условии достижения ими соглашения о прекращении огня и других силовых действий в зоне конфликта, и при обеспечении безопасности миротворческого контингента и его права на самооборону. То есть еще и согласие конфликтующих сторон предполагается. Интересно у кого со стороны протестующих его запрашивали?
По направлению наших миротворческих сил нет отличий от описанного в предыдущем посте порядка. В учениях миротворческих сил ОДКБ от Беларуси также принимали участие силы ССО (103-я бригада, на базе которой есть миротворческая рота) и Внутренних войск. В соответствии с упомянутым Соглашением, государства-члены признают персонал КМС, выполняющий обязанности в зоне ответственности КМС, участниками боевых действий и гарантируют соблюдение данного статуса в соответствии со своим национальным законодательством. Желающих поехать за медальками и плюшками в виде карьеры и жилья в Беларуси, думаю, найдется много, как и в российской армии желающих в свое время нашлось съездить в Сирию, особенно в период после активных боевых действий.