Кризисы в Беларуси — не редкость. За последние 11 лет это уже четвертый по счету. Что же поменялось и почему власти не удастся в очередной раз его пересидеть? Вчера Светлана Тихановская провела стрим с экономистами Алесем Алехновичем и Сергеем Чалым. Тезисно публикуем самые важные слова экспертов.

Судя по уровню зарплат и обменному курсу, экономику Беларуси не особо трясет. Как же кризис отражается на финансовом самочувствии обычных беларусов?

— Сложилась парадоксальая ситуация, когда внешне благоприятные цифры, сложившиеся из-за благоприятной внешней экономической конъюктуры, маскируют абсолютно ненормальную ситуацию внутри, — считает Сергей Чалый. — Цены растут, расходы потребительские растут, проблема с внешним долгом никуда не делась, средства нужно где-то находить. Необходимо их вынимать из экономики, что еще больше подавляет экономическую активность внутри страны. 

По словам Алеся Алехновича, беларусы уже успели почувствовать на себе кризисные явления, и это очевидно по их экономическому поведению.

Цены растут и растут быстрее там, где их регулирует государство, — подтверждает Алесь Алехнович. — Если цены поднялись на 1,5%, то зарплаты сократились на 3,5% за 2 месяца. Заморозились инвестиции IKEA, «Газпрома», «Славкалия», нет инвестиций — нет рабочих мест, нет заработка для людей. Люди не доверяют беларусской валютной системе — выносят деньги с банковских депозитов. За последние 14 месяцев беларусы вынесли $2 млрд. валютных депозитов. Это 30% всех депозитов.

В отличие от предыдущих кризисов, этот кризис прежде всего политический. Экономика страдает в результате политических решений руководства страны

— В такой атмосфере бизнес не хочет инвестировать, а люди боятся тратить деньги на что-то, кроме товаров первой необходимости, — говорит Алесь Алехнович.

По мнению Сергея Чалого, в отличие от предыдущих, выход из этого кризиса невозможен без смены власти.

— В людях произошел перелом, люди не доверяют власти и не принимают ее. Власть делает все, чтобы расколоть общество на своих и на чужих. В такой атмосфере невозможно строить экономику, современную медицину, IT, образование. Этот кризис не разрешиться, пока не разрешится его причина — отсутствие легетимности у власти. 

Власть уже пытается выйти из кризиса, повышая налоги для населения, но по словам Сергея Чалого, это косметическая мера:

— Выгоды от этих мер в плане увеличения доходов бюджета существенно меньше, чем негативные последствия. Чиновники понимают, что увеличение налогов вызовет социальное напряжение, а бюджет соберет копейки, но им приходится это делать из декоративных соображений — чтобы показать, что они хоть что-то делают. Нельзя найти деньги из воздуха. Надо кого-то ограбить, и это вернет Беларусь в лучшем случае к ситуации острого валютного кризиса 2011 года, в худшем — к экономической ситуации 90-х годов, когда такое поведение государства было нормальным.

Вчера Лукашенко и Путин подписали декрет о реализации договора о Союзном государстве. Это взволновало многих беларусов — что, если интеграция в ближайшее время и правда пойдет полным ходом? По мнению Сергея Чалова, с 2005 года почти все подписи под интеграционными документами являются ритуальными.

— Союзное государство было похоронено еще в 2005 году, когда стороны наткнулись на вопросы, по которым невозможно договориться. Зимой 2006 года началась первая газовая война. Эта тема случайно вернулась в политический и экономический дискурс конца 2018 года. Это была импровизация Путина, с тех пор ничего нового не придумали. Как в 2005 году уперлись в несколько принципиальных вопросов, так они и не решены до сих пор. Никакого продвижения нет, нет стремления к объединению бюджета, центробанков. Все, что сейчас подписывается — просто ритуальные действия.