В начале 2022-го минчанка Ольга услышала доносящееся из ванной «Мы, беларусы — мірныя людзі». Солировала ее четырехлетняя дочь. На вопрос мамы, откуда ребенок знает гимн, девочка ответила: «В саду включают, и мы поем». Сад, куда ходила дочка Ольги, не единственное учреждение, которое в последние годы накрыла волна патриотического воспитания. В школах, например, каждая четверть теперь начинается и заканчивается исполнением гимна и поднятием флага, среди учеников проводят конкурсы патриотической песни и даже патриотический диктант. О том, как это происходит и каким образом влияет на детей, «Зеркало» поговорило со школьниками, родителями и учителями.
Имена собеседников изменены в целях безопасности. Их данные есть в редакции.
Недавно семья Ольги переехала в новую квартиру, и ее дочь перешла в другой сад. Там, рассказывает малышка, гимн пока не поют. В предыдущей группе его исполняли периодически.
— Мне кажется, в детском саду нет никакой необходимости петь гимн. Да, он может быть на слуху. Его могут включать для ознакомления, но зачем петь? У детей хорошая память, они быстро запоминают, но они же не понимают сути слов, не понимают, зачем это делается. Думаю, если человек захочет выучить гимн, позже может сделать это сам, — рассуждает Ольга. — Говорили ли мы по этому поводу с воспитателем? Нет. Да и что бы она ответила? Сказала бы: «Это сверху пришло, от заведующей».
Есть ли для минских садов по этому поводу какие-то распоряжения сверху, в СМИ не сообщалось. Но, например, еще в мае 2022-го в редакцию «Зеркала» читатели прислали документ Главного управления образования Гродненского облисполкома, где значилось, что детям в местных садах будут обязательно включать государственный гимн перед началом учебного года. А в средних и старших группах еще и перед началом занятий (каждый день или каждую неделю). Раз в месяц мальчиков и девочек должны обязательно водить на прогулки и экскурсии в музеи и к историческим памятникам. А перед государственными праздниками воспитателям следует обсуждать с ними тему «Наш герб. Наш флаг. Наш гимн».
О ситуации с флагом Ольге тоже есть что сказать. Когда дочь ходила в предыдущий сад, мама с папой замечали, что девочка обращала внимание на красно-зеленые флаги:
«Вот наш флаг, — говорила она, встречая развешенные по городу полотна. — Наш белорусский флаг». Малышка, рассказывает мама, знает, что у белорусов есть и другой флаг — бело-красно-белый. Внимание дочери на том, какой из флагов в семье считают правильным, родители не акцентируют. Во-первых, «у ребенка не тот возраст», чтобы говорить с ней о политике. Во-вторых, девочка достаточно общительная и «может что-то сказать» в кругу чужих людей, а «кто его знает, как в нашей ситуации это обернется».
— Когда она заговорила про флаг, мы с мужем просто стали изучать с ней флаги других стран. Просто, чтобы она знала: флаги бывают разные, — рассказывает собеседница, как их семья попыталась аккуратно выйти из ситуации.
Источник: Zerkalo