Полномасштабная война между ближайшими соседями Беларуси, волею белорусских властей напрямую затронувшая и нашу страну, продолжается уже без малого год. Началась она с агрессии России, а вот о том, как конфликт завершится, пока остается лишь догадываться. Тем не менее мы точно знаем, что рано или поздно заканчиваются все войны. При этом некоторые из исторических конфликтов в той или иной мере напоминали нынешний. Вспоминаем их и пробуем представить, чем может закончиться нынешнее российское вторжение в Украину и какова вероятность каждого из возможных сценариев.
Для простоты результаты множества межгосударственных военных конфликтов, происходивших в мире, можно свести к трем вариантам, хотя на самом деле можно выделить и несколько промежуточных. В первом из них агрессор (сторона, начинавшая конфликт) добивался своих целей, частично или целиком захватывая территорию страны-жертвы или добиваясь каких-то значимых уступок. Второй вариант окончания войны — неявный и неубедительный, при котором ни одна из сторон не достигала полноценной победы над другой (но при этом зачастую формально обе стороны даже могли называть себя победителями). Третий вариант — разгром агрессора.
Теоретически начало агрессивной войны предоставляет государству-агрессору весомые преимущества — например, внезапность. Кроме того, выбирая жертву для нападения и обладая достоверной информацией о состоянии ее вооруженных сил, можно найти противника, который окажется «по зубам». Начиная войну, политики и военачальники агрессоров обычно уверены в своей неизбежной и скорой победе. Если информация о будущей жертве нападения оказывается достоверной, а международная обстановка способствует агрессору, очень часто он побеждает.
Примером успешной для агрессора войны может служить русско-шведская война 1808−1809 годов. Заручившись поддержкой доминировавшей в Европе наполеоновской Франции и извечного соперника Стокгольма в лице Дании, Российская империя вторглась в Швецию более чем за месяц до официального объявления войны и, обладая более многочисленной армией, нанесла ей несколько серьезных поражений. После того как русские войска по морскому льду перешли Ботнический залив и вышли на его западный берег всего в 70 км к северу от Стокгольма, Швеция запросила перемирия, а затем согласилась уступить Петербургу все свои владения восточнее реки Торнио — то есть современную Финляндию (поэтому войну нередко называют Финляндской).
В 1864 году в завоевательной войне против Дании победил несравненно более мощный в военном и экономическом отношении альянс Пруссии, Австрии и более мелких немецких государств Германского союза. Общие размеры армий сторон были несопоставимыми: по оценкам современников, вооруженные силы агрессоров по численности приближались к числу всего мужского населения Дании. Правильная оценка своих сил и армии противника, а также благоприятная международная обстановка позволили Пруссии и Австрии без особых проблем отнять у Копенгагена Лауэнбург, Гольштейн и Шлезвиг.
К удачному для агрессора итогу приводили и начальные кампании Второй мировой войны, если их рассматривать по отдельности, а не как части глобального мирового конфликта. Имея адекватные представления о военных потенциалах своих жертв и пользуясь беззубостью тогдашнего мирового сообщества в лице Лиги Наций (предшественницы ООН), в серии конфликтов 1936—1941 годов Италия оккупировала Эфиопию и Албанию, Германия — Австрию, Чехословакию, Клайпедский край Литвы, западную часть Польши, Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Францию, Югославию, Грецию, а СССР — Латвию, Литву, Эстонию, румынскую Бессарабию (ныне часть Молдовы и Украины) и восточную часть Польши (Западные Беларусь и Украину).
Если агрессор начинает войну, опираясь на недостоверную оценку военного потенциала жертвы нападения и не принимает во внимание сложившуюся международную обстановку, вторжение может приводить совсем к другим результатам, чем ожидалось.
Приняв участие в совместном с нацисткой Германией вторжении в Польшу, в конце ноября 1939 года СССР вторгся в Финляндию, отошедшую в его сферу интересов по секретному дополнительному протоколу к пакту Молотова-Риббентропа. Ожидая быстрой и убедительной победы над гораздо более слабой страной, СССР планировал оккупировать Финляндию целиком и в самом начале войны даже создал для контроля над ней марионеточное правительство «Финской Демократической Республики».
Как показало дальнейшее развитие событий, политическое и военное руководство СССР приняло решение о вторжении, очень сильно недооценив морально-волевые качества финской армии, мастерство финских военачальников (в том числе главнокомандующего Карла Маннергейма) и готовность западных государств, отвлеченных на войну против нацистской Германии, оказать в такой сложной ситуации помощь финнам.
Источник: Zerkalo