В телеграме есть провластный канал, связанный с белорусскими силовиками. Там выкладывают имена и контакты, скриншоты переписок и фото людей, которых обвиняют в участии в митингах, протестных чатах, разжигании вражды и других политических «преступлениях». А затем призывают связаться через бот с ГУБОПиКом, прийти на беседу в течение суток (уехавшим — сначала вернуться в страну). После обещают отпустить домой, и якобы дальше можно «спать спокойно». Нескольких человек, которые попали в этот список и не пришли, уже задержали, кто-то попал в руки силовиков, как только пересек границу с Беларусью. Поговорили с белорусами, данные которых нашли на этом ресурсе, о том, верят ли они обещаниям силовиков и собираются ли ехать на родину.
«Почему, Ваня, ты уехал, если ни в чем не виноват?»
Иван покинул Беларусь в мае 2021 года после того, как силовики пришли к его коллегам. В квартиру по прописке, где тогда парень не жил, тоже ломились. А после его отъезда ему даже звонил сотрудник БТ.
— Спрашивал: «Почему, Ваня, ты уехал, если ни в чем не виноват?» Захотел, говорю, и уехал. Он отвечал, что мне нужно вернуться: «Понимаешь, ты приедешь, и все будет окей. С тобой просто поговорят, и на этом все». Ну, говорю, хорошо. Но понятное дело, что я не собирался никуда возвращаться, — рассказывает он.
О том, что вернуться в страну его теперь зовут, вероятно, сами силовики, Иван узнал несколько месяцев назад, когда коллеги по работе сбросили ему пост:
— Пишет руководитель: «Ваня, у меня для тебя две новости, одна плохая». Я уже подумал, что что-то с моей работой, а оказалось, что меня опубликовали в каком-то телеграм-канале. Ну, хорошо, какой-то канал что-то про меня написал. Там мой телефон, которым я два года не пользуюсь, и ссылка на страницу VK, на которую тоже давно не захожу.
Я понимаю, что это может быть полная профанация, а может и будут какие-то последствия в Беларуси. Ну, сказал маме, что ее сын стал более токсичным (смеется). Но что я могу с этим сделать? Ничего. Извиняться мне не за что. Свою жизнь я не поменяю. Что было в ней до этой публикации, то же и останется.
Он рассказывает, что больше не слышал ничего об этом ресурсе в своем окружении, на глаза ему ни разу не попадались ссылки на посты оттуда. Уверениям авторам, что можно приехать в Беларусь, явиться к сотрудникам ГУБОПиКа, а потом жить спокойно, парень не поверил.
— Конечно, если бы я жил в Беларуси, после этого поста бы уже был где-то на границе России и Грузии. А так, этот призыв явиться не возымел того эффекта, который они, наверное, ожидали. Во-первых, я не испытываю жесткой потребности вернуться домой и не то чтобы плохо живу. Это не то место, которое показывают по белорусскому телевидению, где очень холодно, нет еды, — иронизирует собеседник о сюжетах, которые выпускают госканалы о жизни в европейских странах. — А во-вторых, их угрозы лишить гражданства меня тоже не пугают. Было очевидно, что когда-то они за это возьмутся. Но так медленно идет суд над Навошей и Герасименей, что, думаю, в ближайшие годы это меня не коснется. А паспорт у меня еще лет пять не закончится. Поэтому, ну, лишите вы меня гражданства, а кто об этом узнает, кроме вас? Это как-то помешает мне куда-то летать и ездить? Нет. У меня же никто не сможет отобрать этот паспорт, и я буду им пользоваться и дальше.
Источник: Zerkalo