Команда независимых социологов во главе с Филиппом Бикановым и немецким фондом Фридриха Эберта провела онлайн опрос по по поводу того, как себя идентифицируют белорусы, каким СМИ верят и что думают по поводу внешнеполитической ситуации. Выбрали самое интересное.
Как проходило исследование?
Это был онлайн-опрос (CAWI) с 12 августа по 6 сентября 2022 года. Объем выборки — 1279 респондентов. В основном, это белорусы от 18 лет, которые живут в городе. Исследователи отмечают, что выборка репрезентативна, то есть соответствует структуре генеральной совокупности (население белорусских городов) по полу, возрасту, размеру населенного пункта и уровню образования.
Социологи предупреждают, что в прошлых исследованиях в выборках было больше молодых людей 18−24 лет. Но сейчас «структура максимально приведена к реальной картине в обществе». Единственная проблема: в выборку не попали люди более старшего возраста из сельской местности. Причина — недостаточное умение пользоваться интернетом. Проводить же опросы методом интервью в Беларуси сейчас не предоставляется возможным.
Также исследователи отметили и фактор страха, который присущ белорусам. Однако они отмечают: вопросы были построены таким образом, чтобы максимально уменьшить влияние этого фактора на исследование.
С полным текстом исследования можно ознакомится по ссылке.
Филипп Биканов и команда социологов выделили из опрошенных пять групп по отношению национальной идентичности. Это:
«Сознательные» — это чаще всего мужчины из Минска с высоким доходом, специалисты и предприниматели в сферах гостиничного, ресторанного дела и IT.
У «советских» больше, чем у представителей других сегментов среднее образование, они чаще квалифицированные рабочие и живут в Гомельской области.
«Формирующиеся», как правило, из Брестской области, работают в сфере образования или являются квалифицированными рабочими.
Что касается «равнодушных», то чаще всего это женщины из Гомельской или Могилевской областей. У них чаще, чем у представителей других сегментов, встречается среднее образование, они чаще неквалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания.
«Русифицированные» же, скорее всего, это россияне, переехавшие в Беларусь, возможно, те, кто жил в Беларуси всю жизнь, но еще со времен СССР считают себя русскими или чьи родители русские. Это самый старший сегмент, обычно мужчины. У них чаще, чем у представителей других сегментов, среднее образование. Это неквалифицированные рабочие и чаще работают в сфере сельского хозяйства, тем не менее имеют высокий доход.
— События 2020 года значительно повлияли на восприятие происхождения белорусов: мнение о том, что белорусы — отдельный народ, за два года стало значительно популярнее, тогда как сохранившееся еще с советских времен представление о триединстве (белорусов, украинцев и русских. — Прим. ред.) постепенно теряет приверженцев, т.е. происходит отрыв от советских и пророссийских взглядов, — говорится в исследовании. — На данный момент главным образом отрыв происходит за счет «равнодушных»: они стали значительно реже верить в триединство и чаще — в наличие отдельного белорусского народа. «Сознательные» однозначно верят в самостоятельную историю белорусов, в отличие от «советских» и «русифицированных» — сегментов, на которые больше всего влияют оставшиеся с советских времен и действующие в России убеждения.
Исследователи отмечают, что по сравнению с 2021 годом, у горожан выросло доверие к официальным правительственным структурам, силовым структурам и государственным медиа. При этом снижается доверие к тем, кто не поддерживает официальную власть и пострадавшим в 2020 году.
— Наиболее явный сдвиг в эту сторону ощущается среди центристов, которые не выступают активно однозначно «за» или «против» власти, — говорят исследователи. — Вероятно, это связано с войной, на фоне которой условным «центристам» легче объяснить себе необходимость пребывания у власти в Беларуси представителей режима Лукашенко, средствами официальных медиа продвигающих «удобную» для центристов позицию относительно конфликта: условный «нейтралитет» страны и невмешательство в непосредственные военные действия. Кроме того, это также может объясняться восприятием нынешнего правительства страны как единственного, которое смогло бы сохранить суверенитет государства в ситуации потенциальной и реальной военной агрессии России против соседних государств.
Источник: Zerkalo