Выступление Светланы Тихановской в Сенате Чехии

«Ваше Превосходительство, господин спикер Сената Милош Выстрчил,

Уважаемые господа, дорогие друзья!

Прежде всего, хотела бы поблагодарить господина Выстрчила и уважаемых членов Сената за это приглашение. Я искренне благодарна за возможность выступить перед вами от имени беларуского народа в то время, когда он переживает один из самых важных и сложных моментов своей истории.

Эта сложная беларуская история во многом похожа на чешскую, а связи между нашими странами насчитывают не одно столетие. Беларусы хорошо помнят, что именно здесь, в Праге, более полутысячи лет назад гуманист Франциск Скорина напечатал свою первую Библию. В предисловии к ней он написал на старобеларуском языке, что все люди «благосклонны» к месту, где они родились. Но любить свою родину – это значит нести  ответственность за нее. И драма беларусов и чехов долгое время была в том, что они не могли сами свободно править на своей земле.

Наконец, сто лет назад наши народы одновременно провозгласили независимость, но их будущее сложилось по-разному. Беларусь не удержалась как самостоятельное государство и насильно включена в состав Советского Союза. Но демократическая беларуская власть продолжила свою работу за границей, в том числе и в Чехии, которая их гостеприимно приняла. Вчера мы почтили память президентов Беларуской Народной Республики на Ольшанском кладбище. Это были люди, которые всю жизнь работали ради Беларусь и надеялись увидеть ее снова независимой. К сожалению, они не смогли дожить до этого дня.

Но и после них мы увидели, что независимая страна не обязательно означает свободную страну. Независимая страна также может стать несвободной, если в ней пренебрегают законом и человеческим достоинством. Поэтому борьба продолжается, и теперь у нас есть большой шанс, наконец, реализовать мечту о свободной, демократической Беларуси – такую, которая вдохновляла поколения наших предшественников.

Весь последний год беларусы переживают и создают сами исторические события, когда за один день происходит больше, чем обычно за целое десятилетие. Думаю, что чешский народ хорошо знает это чувство из своей истории 1968 года. Так, год назад диктатура Александра Лукашенко окончательно отказалась от заботы о жизни и здоровье людей и оставила их наедине с коронавирусом. Но вместо того, чтобы растеряться, беларусы самоорганизовались и стали помогать врачам и друг другу. Народ почувствовал свою силу и объединился уже для защиты своих прав, в том числе права голоса. Потому что человек свободен, когда у него есть голос. Независимые кандидаты, в том числе мой муж Сергей, были задержаны и брошены за решетку. Но беларусы проголосовали за нового лидера страны.

Режим ответил на это террором, которого наша страна не видела со времен Сталина. Но беларусы настойчиво требуют демократических выборов, и наши мирные протесты длятся уже более 300 дней. За это время не было ни дня без уличных демонстраций, даже в зимние морозы. Но также не было ни дня без арестов и насилия со стороны режима – десятки тысяч человек прошли через тюрьмы, тысячи находятся там сейчас.

Десять месяцев прошлое борется с будущим, десять месяцев власть пытается вести войну против народа, десять месяцев беларусы не сдаются и идут вперед.

Некоторые с грустью шутят, что если бы Кафка жил в наше время, он бы перестал писать, потому что все равно не смог бы придумать ничего более абсурдного, чем суды в Беларуси. Когда в стране больше не действуют законы, считается якобы нормальным, что людей сажают на полмесяца за цвет их штанов и ногтей. Солидарность становится преступлением. А свидетели в судах – это милиционеры в масках, говорящие через Zoom.

Писателям еще долго придётся осмысливать, как такое стало возможным, но это реальность, а не литература, и уже сейчас у беззакония в Беларуси есть необратимые жертвы. Буквально неделю назад 18-летний сирота Дмитрий Стаховский покончил жизнь самоубийством, не выдержав бесконечного давления следователей, которые возбудили против него уголовное дело за участие в мирных маршах. А в минувший понедельник политзаключенный Степан Латыпов пытался покончить с собой на суде после того, как ему угрожали пытками его родственников. Ранее произошли самосожжения перед зданием милиции в Смолевичах и перед Домом правительства на главной площади Минска.

Я вспоминала всех этих людей перед памятником Яну Палаху, который тоже был вынужден избрать крайнюю форму протеста и покончил жизнь самоубийством в центре Праги. Как сопротивляться отчаянию, когда люди теряют надежду? Как предотвратить другие подобные трагедии? Что может сделать для этого каждый из нас? Вот те вопросы, которые сейчас возникают перед беларусами, и ответы на них необходимо найти немедленно.

Это тем более срочное дело, что за последние недели кризис в Беларуси превратился из внутренней проблемы в вызов для всей Европы и международного сообщества. Когда режим Лукашенко поднял в воздух истребитель, чтобы посадить самолет Афины-Вильнюс и задержать журналиста Рамана Протасевича, то он не сделал ничего экстраординарного для себя – это то же самое, что все время делают против беларусов. Но на этот раз собирались стрелять не по мирным демонстрантам, а более чем по сотне иностранных граждан, включая детей. Все это для ареста молодого человека, который в 2017 году получил стипендию имени Вацлава Гавела за свою журналистскую деятельность. Между тем, то, что режим в Беларуси считает журналистикой, – это признательные показания на видеокамеру, полученные после пыток. У этого есть название – терроризм, и теперь всему миру становится понятна террористическая природа диктатуры Лукашенко. Если же цивилизованные страны не считают приемлемым то, что девятимиллионная страна в центре Европе контролируется террористами, у них есть немало инструментов, чтобы остановить их. В сочетании с внутренним давлением на режим, которое белорусы не прекращают ни на день, внешнее давление может кардинально изменить ситуацию и предотвратить новые жертвы.

Уважаемые господа,

Мне сразу приходят в голову две вещи, которые должны найти отклик в исторической памяти чешского народа. Первое – документ, подготовленный советским правительством в 1968 году, в котором утверждалось, что чешские лидеры сами «пригласили» силы Варшавского договора войти в Чехословакию. Сегодня режим Лукашенко также утверждает, что пилот самолета Ryanair попросил приземлиться в Минске.

И второе – возвращение западных лидеров из Мюнхена в 1938 году, когда они объявляли про «исторический договор», когда Чехословакия фактически была принесена в жертву диктатуре. Сегодня я опасаюсь, что свобода и демократические устремления беларуского народа не были бы принесены в жертву ради «успокоения» диктатора. Боюсь, что ими не пожертвовали для того, чтобы «оставить каналы для диалога открытыми».

Именно поэтому я призываю Чехию занять последовательную позицию против нелегитимного режима Лукашенко, не признавать его власть и считать все его решения и договоренности незаконными.

Я призываю признать преступными организации, в том числе КГБ, ОМОН и ГУБОПиК, осуществляющие террор против населения. Я призываю Чехию возбудить дела против преступников в рамках универсальной юрисдикции. Я призываю к созданию Международного трибунала для расследования преступлений диктатуры Лукашенко в прошлом и в период после выборов 2020 года.

Я призываю организовать международную конференцию высокого уровня по выходу Беларуси из кризиса. Я напоминаю, что единственно возможным выходом из кризиса в Беларуси могут быть свободные выборы под международным наблюдением.

Я призываю Чехию усилить поддержку проектов беларуского гражданского общества – журналистов, студентов и врачей, поскольку сейчас это чрезвычайно ценно. Очень важно поддерживать местные сообщества, стачечные комитеты и инициативы, возникшие с августа 2020 года. Особое внимание уделить безопасности активистов и журналистов. Очень важно поддержать традиционные и новые медиа, такие как Еврорадио, Белсат, Радыё Свабода; Youtube-блогеров, телеграм-каналы и проекты печатного самиздата.

Я призываю к расширению программ поддержки раненых, семей репрессированных и студентов. Новой Беларуси потребуются высококвалифицированные кадры, а чешские университеты могут увеличить количество стипендий для беларуской молодежи. Поддержать художественные, музыкальные и издательские проекты, способствующие чешско-беларускому взаимопониманию.

Я призываю Чехию и Европейский Союз принять четвертый пакет экономических санкций и инициировать пятый. В список должны попасть помощники режима, судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов и бизнесмены. Я призываю Чехию и Европейский Союз прекратить торговлю нефтепродуктами и удобрениями с нелегитимным режимом. Я призываю к прекращению инвестиций и кредитов беларуским государственным компаниям и банкам, которые, по сути, являются источником дохода диктаторского режима.

Чехия имеет давние традиции поддержки беларусов, борющихся за свободу – с двадцатых годов прошлого века до двадцатых годов нашего века. Во время недавней встречи с вдовой президента Гавела Дагмар Гавловой у меня была возможность поблагодарить за солидарность и напомнить, что президент Гавел написал последнее письмо своей жизни беларуским политическим заключенным. Беларуская редакция «Радыё Свабода» до сих пор работает в Праге, а чешские врачи из MEDEVAC спасли многих из тех, кто был искалечен в худшие дни августа. Я искренне благодарю всех чехов доброй воли от Брно до Плзени, от Либерца до Будеёвице, всех наших помощников в каждом муниципалитете, театре, университете, которые помогают беларусам в их борьбе. Позавчера я видел сотни беларусов и чехов на Староместской площади, их солидарность придает мне и тысячам беларусов новые силы и дает нам веру в то, что наша борьба – это вопрос победителей.

Я уже упоминала название красивой чешской столицы – Прага. Мне это кажется символическим, потому что по-беларуски слово «прага» означает глубокое желание, потребность. Сейчас это слово особенно актуально для нашего народа, который испытывает настоящую жажду справедливости, жажду правды, жажду свободы. Стремление к справедливости было лейтмотивом жизни защитников чешской демократии Вацлава Гавела и Яна Сокола.

«Благодаря прогрессу в области прав человека диктаторы больше не могут делать то, что хотят. Им приходится еще более тщательно скрывать то, что они сделали и делают. И что самые успешные из них начинают считаться с тем, что однажды они будут привлечены к ответственности. Но даже самые продвинутые уже не могут быть уверены, что это именно они будут «писать историю».

Это цитата из эссе Яна Сокола, которого Чехия недавно потеряла.

Мы не можем позволить диктаторам писать историю. Потому что история – и будущее – принадлежит нам, людям с настоящей жаждой. Жажда свободы.

Спасибо».

Выступление Светланы Тихановской в Сенате Чехии

© Навіны 97. Все права защищены.

Наверх