Сотрудники Беларусской атомной электростанции рассказали «Прожектору регионов», как работают по 12 часов без обедов и их переработки никак не возмещаются.
По словам нашего источника проблемы начались в феврале, когда на станции приступили к испытаниям и физическим пускам. Тогда появились первые дефекты, устранять которые бросили персонал, хотя лицензии на эксплуатацию не было.
«Инженерно-технические работники станции (ИТР), особенно в период устранения дефектов, могут работать по 9-12 часов без обеда. Переработки даже не табелируются. Администрация ссылается на пункт в контракте ИТРов о «ненормированном рабочем графике» и трактует его так, что ненормируемым считается остаться после работы и на 30 минут, и на 9 часов, и вызов после работы без оформления вызова работника», – рассказывают сотрудники станции.
Люди пробовали через начальников обратится к руководству цехов, чтобы решить вопрос с оплатой переработок и сверхурочных.
«Начальник экономического отдела, ссылаясь на пункт контракта о ненормированном рабочем дне, говорил, что ИТР должны выработать сверхурочных 4 дополнительных дня отпуска за ненормированный рабочий день. Любой вызов в его понимании попадает под ненормированный день».
Сотрудники говорят, что такие проблемы на станции систематические. Люди пытались донести до руководства, «что работать бесплатно по 7 дней, да ещё и без обедов, – ненормально».
«Начальники это прекрасно понимают, потому что сами вынуждены так работать. Руководство цехов пыталось как-то сгладить ситуацию и от себя выписывало премии. Но на уровне станции глобально ничего не поменялось».
У других работников, в отличие от инженерно-технических, в контрактах нет пукта о ненормированном графике, поэтому сверхурочные и вызовы выплачиваются исправно, говорят сотрудники. На возмущения угроз от руководителей не было.
«Вроде кто-то начинал про «за забором очереди», но, учитывая, что и так недоборы специалистов и рабочих, это вроде как быстро сдулось».
Какие ЧП случались на островецкой станции до этого?
4 мая 2016 анонимный рабочий из Пинска распространил фотографии с обрушением бетона.
9-10 июля 2016 уронили 334-тонный корпус ядерного реактора с 4-метровой высоты, сообщает DW.
Андрей Ожаровский, инженер-физик, участник Белорусской антиядерной кампании (Москва), пишет «Хартия-97»: «Из-за огромной массы конструкции энергия деформации при ударе тоже огромная, поэтому и следует ожидать повреждений. Даже падение с высоты 30 см могло вызвать деформацию корпуса и ухудшить прочностные свойства металла и сварных швов. Когда прошлым летом на строительстве ЛАЭС-2 в России произошло ЧП – уронили внутриреакторный 70-тонный блок защитных труб, – было решено не ремонтировать поврежденное оборудование, а изготовить новое».
29 августа 2016 на стройплощадке погиб 43-летний рабочий – на него упал кислородный баллон. До этого также были смертельные случаи.
20 июля 2017 погибли еще два рабочих от взрыва газовой конструкции.
9 ноября 2020 года на АЭС приостановили выработку энергии. Минэнерго объяснило это заменой оборудования. Но, по сообщениям TUT.by случились 4 взрыва на трансформаторах напряжения на первом энергоблоке. Позже стало известно о повреждении системы охлаждения.
Напомним, что 21 февраля 2021 года Европарламент принял резолюцию по БелАЭС, в которой ее признают опасной для всего ЕС, сообщает DW.
Евродепутаты считают, что станция «не соответствует лучшим международным стандартам защиты окружающей среды и ядерной безопасности, включая рекомендации МАГАТЭ».