Беларусская диаспора в США опубликовала расследование как «Беларуськалий» причастен к фальсификации выборов в Беларуси, из которое подтверждает, что калийный гигант, фальсифицировал выборы в пользу Лукашенко как минимум десять лет. Публикуем перевод расследования без изменений.
27 августа 2021 года на официальном открытии нового калийного рудника Александр Лукашенко, который более 27 лет держит Беларусь в железной хватке, назвал беларусский калий «красным золотом». Действительно, валютные доходы «Беларуськалия», одного из крупнейших в мире производителей калия, были источником жизненной силы для диктатуры Лукашенко, обеспечивая ее ресурсами для поддержания своей репрессивной политики.
Однако «Беларуськалий» — не просто главный кормилец кровавого режима. Компания принимала непосредственное участие в фальсификациях на выборах и нарушениях прав человека, в частности, нарушая статью 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), а также право на честные выборы, гарантированное Конституцией Республики Беларусь. Как показывают доказательства, представленные в этом отчете, высшее руководство «Беларуськалия» в течение многих лет активно участвовало в фальсификации выборов в пользу Лукашенко в городе Солигорск, где расположена компания. Как и десятки других государственных предприятий, государственных учреждений, школ и университетов, контролируемых государством общественных организаций, «Беларуськалий» был частью хорошо организованной предвыборной игры, которая начала рушиться в августе 2020 года под давлением беспрецедентного спроса на перемены со стороны простых белорусов.
Тот факт, что «Беларуськалий» отомстил своим сотрудникам за их политические взгляды после президентских выборов в августе 2020 года, хорошо освещался в средствах массовой информации. Компания уволила более сотни наиболее активных работников, которые организовали забастовку, отстаивая свои права, в том числе право «голосовать и быть избранными на подлинных периодических выборах», гарантированное им Международным биллем о правах человека [Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах], а также Конституцией Беларуси [Статьи 64, 65, 66 и 67]. Что не получило широкой огласки, так это то, что их собственный работодатель, «Беларуськалий», сыграл важную роль в нарушении этих прав, что в конечном итоге привело к протестам и забастовкам. Более того, калийный гигант, судя по всему, фальсифицировал выборы в пользу Лукашенко как минимум десять лет.
Прежде чем углубляться в механизм фальсификации выборов, который помогли организовать руководители «Беларуськалия», мы должны объяснить уровень влияния компании на город Солигорск. Население Солигорска составляет чуть более 100 тысяч человек, в то время как в «Беларуськалии» работает около 20 тысяч сотрудников. Учитывая, что число избирателей в Солигорске составляет около 60 тысяч, примерно треть из них работает в «Беларуськалии». Если учесть также членов их семей, то получается, что средства к существованию большинства избирателей Солигорска в той или иной степени зависят от «Беларуськалия».
Выборы в Беларуси, которые ни разу не были признаны соответствующими стандартам ОБСЕ во время правления Лукашенко, организованы Центральной избирательной комиссией (ЦИК). ЦИК, на который в конце 2020 года Министерство финансов США наложило санкции за нарушения на выборах, осуществляет надзор за всем процессом и контролирует работу участковых избирательных комиссий (УИК), которые, в свою очередь, управляют избирательными участками и в конце подсчитывают бюллетени. Между ЦИК и УИК существует еще один уровень местной избирательной бюрократии — Территориальные избирательные комиссии (ТИК). Перед ТИК стоит задача контролировать процесс в определенном населенном пункте, обычно состоящем из нескольких УИК. Так, например, все УИК Солигорска подчиняются одной Солигорской ТИК.
Работа УИК имеет решающее значение для всего процесса, поскольку именно они контролируют фактическую процедуру голосования и подсчета бюллетеней. Неудивительно, что большая часть наиболее вопиющих фальсификаций на выборах в Беларуси, таких как вброс бюллетеней или манипуляции с явкой избирателей, происходит на уровне УИК.
Учитывая, насколько важную роль УИК играют в проведении выборов, с формирования УИК начинается беларусская фальсификация выборов. По закону члены УИК могут быть выдвинуты политическими партиями, общественными организациями и гражданами. Затем из этих кандидатов отбирается окончательный список членов УИК, который утверждается местными исполнительными органами. Как описал Беларусский Хельсинский комитет в своем заключительном отчете по президентским выборам 2015 года, эта процедура — всего лишь формальность, обычно занимающая не более 30 минут. Местная исполнительная власть в Беларуси назначается президентом, и на практике это означает, что УИК в конечном итоге заполняются сторонниками Лукашенко, что было отмечено в нескольких отчетах Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ).
Более того, обычно одни и те же люди отбираются в определенный УИК от одной кампании к другой. Таким образом, УИК часто представляют собой сплоченные группы тех, кто поддерживает (или должен поддерживать) Лукашенко и кто уже работал вместе на предыдущих выборах. И самый заметный факт, намеренно скрытый от глаз общественности, заключается в том, что члены конкретной участковой избирательной комиссии также связаны по трудоустройству, работая вместе, начальник которых является председателем той же участковой избирательной комиссии. Таким образом, процесс отбора УИК с самого начала предназначен для содействия сговору и фальсификаций и воплощается в жизнь государственными предприятиями, такими как «Беларуськалий», которые вступают в сговор, чтобы собрать УИК таким недемократическим способом.
В Солигорске насчитывается 5 УИК, почти полностью состоящих из сотрудников «Беларуськалия». Можно было бы подумать, что это может быть совпадением, учитывая, сколько людей в Солигорске работает в «Беларуськалии». Однако каждая из этих УИК контролируется определенным корпоративным подразделением «Беларуськалия» и, кроме того, возглавляется руководителем того же подразделения. Кроме того, этот состав УИК оставался неизменным на протяжении по меньшей мере десятилетия, на протяжении шести президентских и парламентских избирательных кампаний. Это нельзя объяснить ничем иным, кроме скоординированных и систематических усилий «Беларуськалия» и его руководителей в фальсификации выборов.
Чтобы продемонстрировать, как работает эта незаконная схема, мы возьмем в качестве примера УИК № 13, расположенную в средней школе № 4 Солигорска по адресу улица Ленина, 12. В августе 2020 года председателем УИК стал Александр Горбачев. Он также оказался начальником производственного подразделения 3 «Беларуськалия» (РУ-3). В этой должности Горбачев руководит примерно 2600 сотрудниками в «Беларуськалии», девять из которых оказались в одном УИК с ним. Заместителем председателя УИК была Светлана Морозевич, которая в то же время занимала должность заместителя начальника РУ-3 по идеологии, подчиняясь непосредственно Горбачеву. Аналогичным образом, остальные восемь членов занимали различные должности в РУ-3, в конечном итоге подчиняясь Горбачеву.
Таким образом, из 11 членов УИК 10 работали в РУ-3, и один из них был высшим должностным лицом, возглавлявшим РУ-3 «Беларуськалия». Председатель участковой избирательной комиссии избирается членами участковой избирательной комиссии. Тот факт, что глава корпоративного отдела был избран председателем УИК — аналогично ситуации в четырех других УИК «Беларуськалия» — уже демонстрирует вопиющий конфликт интересов, подчеркивая, что отношения между членами УИК были не отношениями между независимыми гражданами, а скорее отношениями между начальником и его подчиненными. Важно также отметить, что решения УИК принимаются простым большинством голосов, а для кворума требуется две трети членов. Учитывая полномочия, которыми Горбачев мог обладать в отношении большинства членов УИК № 13, мы можем сделать вывод, что он получил полную власть в принятии решений в этой УИК благодаря своей должности в «Беларуськалии».
Чтобы еще раз продемонстрировать, что этот своеобразный выбор участковой избирательной комиссии не был случайным, давайте посмотрим на членов одной и той же участковой избирательной комиссии, расположенной в средней школе № 4, за последние шесть выборов:
* — Идентифицированные сотрудники РУ-3 «Беларуськалия»
** — Председатель УИК и руководитель РУ-3«Беларуськалия»
Как вы можете видеть, состав УИК практически не меняется на протяжении последнего десятилетия. УИК почти полностью состояла из сотрудников РУ-3 и всегда возглавлялась руководителем РУ-3. Даже когда в РУ-3 появляется новый руководитель, этот человек сразу же берет на себя роль председателя соответствующей участковой избирательной комиссии. Также очевидно, что одна и та же группа людей отбиралась в члены одной и той же участковой избирательной комиссии снова и снова. Ни один здравомыслящий человек не поверит, что что-то подобное могло произойти случайно, особенно учитывая, что такая же картина последовательно наблюдалась в других четырех УИК «Беларуськалия» в Солигорске.
В дополнение к доказательствам сговора во время его формирования, УИК № 13 в средней школе № 4 был пойман на фактической фальсификации голосов в пользу Лукашенко. УИК № 13 была одной из немногих комиссий, которые показали окончательный протокол подсчета голосов. В протоколе УИК № 13 говорится, что Александр Лукашенко набрал 1905 из 2452 голосов на избирательном участке, а Светлана Тихановская набрала всего 191 голос. Эти цифры противоречили результатам независимой проверки голосов, организованной онлайн-платформой «Голос», которая предоставила проверенные фотографии, сделанные избирателями, по меньшей мере 213 бюллетеней в пользу Тихановской, из чего следует, что официальные результаты были сфальсифицированы. По словам Павла Либера, одного из основателей «Голоса», независимый статистический анализ, основанный на данных «Голоса», спрогнозировал, что Тихановская получит более 50% голосов по всей Беларуси.
Несоответствие итогового подсчета голосов было не единственным нарушением избирательного законодательства на УИК № 13. Независимым наблюдателям не разрешили присутствовать в здании школы, где располагалась УИК. Как и везде в Солигорске, весь избирательный процесс, включая окончательный подсчет голосов, проходил за закрытыми дверями. Независимые наблюдатели подвергались преследованиям и арестам. Тимофею Малаховскому, который был одним из независимых наблюдателей в Солигорске от гражданской инициативы «Честные люди», пришлось буквально убегать от милиции после того, как он попытался узнать об официальных результатах на одном из избирательных участков. На следующий день ему также было отказано в ознакомлении с копией официального протокола. Как стало известно позже, только около 22% УИК опубликовали свои официальные результаты в Беларуси. Несколько месяцев спустя Тимофею и всей команде Честных людей пришлось бежать из Беларуси, опасаясь преследования, поскольку режим начал волну репрессий, преследуя журналистов и гражданских активистов.
Горбачев, глава УИК № 13, является опытным нарушителем белорусской избирательной системы. Он участвовал по меньшей мере в 6 избирательных кампаниях, ни одна из которых не соответствовала стандартам ОБСЕ. В 2015 году Горбачев был заснят на видео, в котором он принуждал работников «Беларуськалия» голосовать досрочно (досрочное голосование достаточно типично, когда происходит множество фальсификационных манипуляций в пользу Лукашенко, поскольку такое голосование не сопровождается мероприятиями по обеспечению безопасности от фальсификаций).
Ситуация с остальными четырьмя УИК «Беларуськалия» аналогична той, которую возглавлял Горбачев. Все они возглавлялись высшим руководством «Беларуськалия» — Сергеем Патюком, Олегом Чечухой, Александром Чаяновым и Виктором Гетмановым — вместе с их отчетами в качестве членов УИК. Состав этих УИК не сильно изменился за последнее десятилетие (см. Приложение, таблицы 2-5). За это время отток в УИК «Беларуськалия» составил в среднем всего 20% (таким образом, в среднем 80% членов УИК будут участвовать в следующей кампании в той же УИК). В каждой из четырех остальных УИК имели место серьезные нарушения избирательного законодательства.
Помимо УИК, «Беларуськалий» выбирает своего представителя в Солигорскую ТИК, орган, который должен осуществлять надзор за местными УИК, включая пять, о которых мы упоминали выше, рассматривать жалобы и разрешать споры в ходе избирательного процесса. Как и в случае с УИК, именно человека, занимающего определенную должность в организационной структуре «Беларуськалия», всегда назначают и выбирают на место в ТИК, а именно начальника отдела кадров и заместителя начальника по идеологии (Михаил Севрук в августе 2020 года), который подчиняется непосредственно генеральному директору Ивану Головатому. Таким образом, начальник отдела кадров главного работодателя города наблюдает за выборами, обладая полной властью — прямой или косвенной — над любым, кто осмелится подвергнуть сомнению процесс и оспорить результаты.
Более того, генеральный директор «Беларуськалия» Иван Головатый был одним из 30 официальных представителей Александра Лукашенко на выборах в августе 2020 года (Головатый играл ту же роль в президентской кампании 2015 года). Он также является одним из лидеров местного отделения крупнейшего пролукашенковского общественного объединения «Белая Русь», а также членом Совета Республики, верхней палаты беларусского парламента (который, в свою очередь, также избирается таким же фальсифицированным способом). Головатый, который, как сообщается, имеет очень тесные связи с семьей Лукашенко, был назначен Александром Лукашенко на должность генерального директора «Беларуськалия» и, очевидно, имеет явную личную заинтересованность в его переизбрании. Трудно поверить, что Головатый не знал о причастности «Беларуськалия» к фальсификации выборов.
Согласно окончательному отчету «Голоса», официальным результатам президентских выборов 9 августа 2020 года нельзя доверять, учитывая количество несоответствий, нарушений и неопровержимых доказательств фальсификации выборов. Этот вывод подтверждается Отчетом Московского механизма ОБСЕ по Беларуси, в котором говорится, что «утверждения о том, что президентские выборы не были прозрачными, свободными и справедливыми, были признаны подтвержденными».
Систематические фальсификации на выборах, в том числе коррумпированный состав УИК, являются одним из признаков репрессивной системы, поддерживающей диктатуру Лукашенко. Он организуется и поддерживается крупными государственными предприятиями, организациями, контролируемыми государством, и правительственными учреждениями под защитой местных сил безопасности. В случае «Беларуськалия» мы можем видеть, как мошенническая схема поддерживается высшими руководителями компании и как нарушения прав человека, по сути, стали частью их профессиональных обязанностей и должностных инструкций.
* — Идентифицированные сотрудники РУ-4 «Беларуськалия»
** — Председатель УИК и руководитель РУ-4«Беларуськалия»
* — Идентифицированные сотрудники Отдела автоматизации «Беларуськалия»
** — Председатель УИК и руководитель Отдела автоматизации «Беларуськалия»
В 2015 и 2016 годах УИК располагалась в колледже Солигорска, возглавляемая Александром Чаяновым, начальником РУ-1, в августе 2020 года.
* — Идентифицированные сотрудники Отдела автоматизации «Беларуськалия»
** — Председатель УИК и руководитель Отдела автоматизации «Беларуськалия»
До 2019 года УИК располагалась в Средней школе № 5, возглавляемой Виктором Гетмановым, начальником РУ-2, в августе 2020 года.
* — Идентифицированные сотрудники РУ-2 «Беларуськалия»
** — Председатель УИК и руководитель РУ-2 «Беларуськалия»
*** — зам.руководителя РУ-2 «Беларуськалия»