Телеграм-канал «Нашы грошы» опубликовал пост, в котором соотносит статистические данные с реальными условиями для работы IT в Беларуси. Приводим пост без изменений.

Недавно мы рассказывали вам, почему IT-индустрия, несмотря на то что власти ее, мягко говоря, недолюбливают, становится все более существенным драйвером экономики. Свежие данные позволяют предположить, что этот драйвер в последнее время не просто эффективно используют, его интенсивно доят, лишь изредка оглядываясь на последствия.

В 2021 выросли налоги для IT – ставка подоходного налога поднята с 9 до 13%, хотя первоначально условия работы не предполагали таких изменений. С таким подходом представителям высокотехнологичной сферы можно ожидать от правительства чего угодно, и это объясняет любопытную динамику.

С одной стороны, она вроде бы как позитивная и для IT-сектора, и для бюджета. Поступления налогов от ПВТ в бюджет значительные, один только второй квартал этого года — 200 млн рублей (в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год), третий квартал — 180 млн. Традиционно второй и четвертый квартал года дают большие поступления.

Судя по всему, это даже больше, чем ожидали налоговики. И это может подстегнуть их к дальнейшим, еще более активным действиям.

«Нашы грошы» о динамике, налогах и будущем в IT-индустрии

Понимание того, что на драйвер роста обратило внимание государство (а в нашей стране это совершенно не положительный признак), судя по всему, пришло и к представителям IT сферы. Это достаточно быстро отразилось на некоторых других показателях, и они уже не столь радужные.

Во-первых, приостановился рост количества резидентов ПВТ. В прошлом году, несмотря на пандемию и политические события, число резидентов выросло с 734 в первом квартале до 962 в четвертом квартале — практически на четверть. В этом году в первом квартале количество резидентов составляло 1014, во втором оно снизилось до 1012, к третьему подросло до 1049. Итого рост составил 3,5%.

Почему так происходит — понятно. Уголовные дела, преследования айтишников, открытая риторика о том, что они «зажрались», как и банкиры, и за них пора «браться», не способствуют желанию развивать бизнес в стране. Проблема в том, что банкиров проще грубо и примитивно «прессовать». А с айтишниками все намного сложнее. Им можно поднять налоги, но только до тех пор, пока они будут терпеть. Когда перестанут — месяц, и они упорхнули в другие страны. Причем часто достаточно, чтобы они сделали это виртуально. Работать и платить налоги в другой стране, не находясь в ней физически, сейчас вполне реально.

Во-вторых, видно, что в среднем поступление налогов на одну IT-организацию сократилось в 3 квартале по сравнению со вторым на 12%. В прошлом году третий квартал тоже проседал, но лишь на 9%. Это значит, что, во-первых, новые резиденты – не крупные компании, а во-вторых, те, что работают в стране давно, не сильно стремятся развивать здесь бизнес (или, скорее всего, развивают его где-то еще).

Недавно был проведен опрос Belarus IT Companies Club, который очень четко показывает, что в белорусской IT-сфере много пессимизма по поводу судьбы отрасли в рамках страны. 78% опрошенных столкнулись с сокращением рынка технических специалистов, а 80% респондентов считают, что условия для ИТ бизнеса ухудшатся. Кто-то уезжает, ослаб приток новых кадров, без удовлетворенного спроса на специалистов бизнес в стране просто не сможет полноценно развиваться.

Хватит ли ума у правительства заметить тревожные сигналы и изменить тактику, отказавшись от агрессивного «доения»? Трудно представить, что в нынешней ситуации на такие шаги у кого-то хватит воли. Скорее, давление будет нарастать и приведет к печальным последствиям. Пока этого не происходит в полной мере лишь потому, что, судя по всему, в кругах, близких к правительству, есть люди, которые стараются лоббировать интересы IT. Это понятно, например, по тому, какие изменения будут внесены в Налоговый кодекс в следующем году. В предыдущем проекте не предполагалось сохранение «упрощенки» для ИП, занятых в IT, но в последней редакции эту преференцию все же сохранили. Видно, удалось донести, что, отобрав «упрощенку» у фрилансеров, государство потеряет намного больше, чем приобретет.