Резолюция о стремлении суверенной демократической Беларуси к членству в ЕС

Резолюция о стремлении суверенной демократической Беларуси к членству в ЕС0

Принимая во внимание начало стратегического сотрудничества между ЕС и демократической Беларусью, создание консультативной группы ЕС-Беларусь, открытие в Брюсселе офиса демократической Беларуси, устойчивую работу контактной группы с Советом Европы, а также Декларацию Конференции Новая Беларусь 2023, и итоги слушаний по европейской интеграции в Координационном Совете, мы принимаем настоящую резолюцию.

Мы исходим из того, что дальнейшее развитие Республики Беларусь может быть обеспечено только последовательным и необратимым стратегическим курсом на демократическую трансформацию Беларуси, ее европейскую интеграцию, конечной целью которой является полноправное членство Беларуси в ЕС.

Мы выражаем благодарность Европейскому Союзу за их безоговорочную реакцию на беспрецедентные репрессии против гражданского общества со стороны режима, за возможность тысячам беларусов получить защиту от политического преследования режима.

Мы высоко ценим устойчивое сотрудничество ЕС с гражданским обществом Беларуси на протяжении многих лет. Беларусь является страной с самыми большим количеством выдаваемых Шенгенских виз на душу населения в мире. Мы выражаем благодарность ЕС за многолетнюю поддержку различных инициатив по развитию гражданского общества и содействие развитию гуманитарного, культурного и профессионального обмена.

Сегодня важнейшим вызовом на пути демократизации и европейской интеграции Беларуси является угроза потери суверенитета и независимости Беларуси в результате втягивания в проект Союзного государства на фоне военной агрессии России против Украины. Если такая угроза реализуется, для Европейского союза и всего свободного мира это будет означать сохранение очага напряженности и нестабильности у своих границ. Территория Беларуси станет еще более активно задействоваться Россией в попытках имперского реванша и подрыва ценностных основ Европейского союза и Свободного мира. Европейская интеграция Беларуси, которая должна завершиться полноценным членством в ЕС, это не только единственный шанс на демократическое развитие для Беларуси, но и самый верный путь остановить имперские устремления России.

Для того, чтобы стремления беларусов к демократизации и Европейской интеграции  стали реальностью, сегодня мы полагаем крайне актуальным интенсификацию и повышение уровня отношений Европейского союза и его стран-членов с демократическими силами Беларуси. Данной Резолюцией мы надеемся заложить фундамент для процесса Стратегического диалога между Европейским союзом и демократическими силами Беларуси. Результатом такого Стратегического диалога мы хотели бы видеть Дорожную карту по Европейской интеграции Беларуси, к реализации которой страна могла бы оперативно приступить сразу после демократического транзита.

В качестве первого шага на этом пути мы призываем сделать данную Резолюцию предметом обсуждения в рамках консультативной группы Беларусь-ЕС. Также мы просим Европейский парламент, а также Парламенты стран-членов Европейского союза рассмотреть данную Резолюцию.

 

Ценности и ориентиры

1. Мы выступаем за независимую демократическую Беларусь, которая является полноправным членом Европейского союза. Мы убеждены, что такая Беларусь будет способствовать обеспечению мира и безопасности и процветанию в Европе.

2. Мы разделяем ценности, которые являются основополагающими для Европейского Союза, среди которых уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и соблюдение прав человека.

3. Мы подтверждаем стремление демократической Беларуси встать на путь европейской интеграции, конечной целью которой является полноправное членство Беларуси в ЕС. Для этого мы, как представители демократических сил и гражданского общества Беларуси, уже сегодня можем внести свой вклад.

4. Мы полагаем, что европейская интеграция и членство Беларуси в ЕС — это путь, который, несмотря на существующие вызовы, позволит обеспечить устойчивое развитие демократии в Беларуси и региональную безопасность. Предоставит возможности комплексной модернизации и реформирования политических институтов, построения честной конкурентной рыночной экономики,   реализации потенциала будущих поколений.

5. Мы приветствуем Декларацию о членстве Беларуси в ЕС участников конференции Новая Беларусь, созданную по инициативе демократического лидера Беларуси Светланы Тихановской.

 

Стратегия сотрудничества с ЕС

6. Мы убеждены, что создание Контактной группы по сотрудничеству между Советом Европы и демократическими силами и гражданским обществом  Беларуси, является важным этапом на пути развития сотрудничества Беларуси с Советом Европы, включая перспективу вступления Беларуси в Совет Европы.

7. Мы приветствуем открытие офиса демократической Беларуси в Брюсселе с целью развития политических, экономических и культурных контактов.

8. Мы приветствуем начало стратегического сотрудничества Беларусь-ЕС в рамках созданной Консультативной группы. Мы полагаем, что важным направлением работы Консультативной группы Беларусь-ЕС может стать разработка плана действий стратегического сотрудничества ЕС и демократических сил Беларуси, а также Дорожной карты по Европейской интеграции Беларуси, к реализации которой страна могла бы оперативно приступить сразу после демократического транзита .

9. Мы убеждены, что уже сегодня возможно реализовать конкретные действия для приближения членства Беларуси в Европейском союзе. Мы считаем важным в этой связи начать разработку рамок реформ, необходимых для получения статуса кандидата.

10. Мы призываем Совет ЕС по иностранным делам возобновить работу над новыми Заключениями по Беларуси, определяющими политику ЕС в отношении Беларуси. Последние Заключения были приняты в октябре 2020 года.

11. Мы считаем важным поддержать участие демократической Беларуси в проектах Восточного партнерства, включая продолжение работы Беларусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства. Самоисключение беларусского режима не должно лишать представителей гражданского общества и демократических сил Беларуси возможностей кооперации с ЕС.

12. Мы будем приветствовать разработку меморандума Европейского Союза, а также резолюций национальных парламентов стран-членов ЕС в ответ на данную резолюцию. Такие документы могли бы включать декларацию о гарантиях безопасности и сохранения суверенитета Беларуси, а также всесторонней поддержке стремления гражданского общества к демократическим трансформациям Беларуси и европейской интеграции.

Общественное мнение и поддержка беларусов

13. Культурно, исторически и географически Беларусь — европейская страна, а беларусский народ — народ с европейскими ценностями. 

14. Мы констатируем, что, несмотря на антиевропейскую политику и пропаганду режима, в Беларуси всегда были сильны проевропейские настроения. Поддержка вступления Беларуси в Европейский союз в беларусском обществе всегда составляла не менее 25 %. В целом позитивное отношение к Европейскому союзу и поддержка прочих форм сотрудничества с ним всегда были характерны для значительной части беларусского общества. При этом согласно данным Беларусской аналитической мастерской вхождение в состав России поддерживают лишь 4% беларусов, и такой уровень поддержки не меняется на протяжении полутора десятка лет. Высокая доля  проевропейски ориентированных людей особенно значима сегодня в условиях всепоглощающего присутствия российского нарратива в Беларуси.

15. Мы предлагаем организовать дискуссию на регулярной основе в Совете Европы, Европейском парламенте и других европейских площадках на тему антироссийской пропаганды и продвижения европейских ценностей среди населения Беларуси. 

16. Мы констатируем сильную корреляцию продемократических настроений и европейской ориентации беларусов. В 2020 году проевропейские настроения (ситуация жесткого выбора между Российской Федерацией и Евросоюзом) достигали более 40%, несмотря на отсутствие в политической риторике геополитических месседжей. 

17. Мы призываем институты Европейского Союза продолжить оказывать поддержку демократической Беларуси. Обращаем внимание на необходимость разделения беларусского народа и режима Лукашенко, и, основываясь на этом, недопущения дискриминации беларусов из-за соучастия режима в российской агрессии против Украины.

18. Мы считаем важным содействие культурному, образовательному и экономическому обмену между гражданами ЕС и Беларуси. Такие возможности для продемократически настроенных беларусов означали бы признание усилий беларусского народа, которые рискуют своей жизнью в борьбе за демократию.

19. Мы вынуждены констатировать, что уровень проевропейских настроений в значительной мере зависит от позитивного решения вопросов мобильности: выдачи виз, гуманитарного, культурного и профессионального обмена. Соответствующие ограничения со стороны ЕС существенно мешают повышению проевропейских ориентаций в Беларуси и косвенно облегчают втягивание Беларуси в российское культурное и политическое пространство.

20. Мы считаем важным продолжать продвигать европейские ценности среди граждан Республики Беларусь, а также оказывать всестороннюю поддержку беларусским медиа, продвигающих европейские ценности.

21. Мы призываем к разработке дорожной карты по упрощению визового режима для граждан демократической Беларуси, что в случае ее реализации положительно скажется на восприятии Евросоюза за счет активизации человеческих контактов и содействия в демократизации Беларуси. Согласно результатам совместного исследования BISS и Беларусской аналитической мастерской, проведенного еще в 2010 году, увеличение количества пребываний в Евросоюзе способствует развитию проевропейских настроений среди беларусов. С учетом поддержки гражданского общества Беларуси и продемократически настроенных беларусов, которую ЕС оказывает последние годы, сегодня это может еще больше стимулировать увеличение количества проевропейски настроенных беларусов, которые с благодарностью относятся к европейским странам.

22. Мы просим поддержать идею паспорта Новая Беларусь. Этот вопрос сегодня один из наиболее насущных для беларусов, вынужденно покинувших страну.

23. Мы констатируем, что сотни тысяч беларусов являются сегодня резидентами ЕС и имеют возможность напрямую знакомиться с демократическими ценностями ЕС и лучше понять Европу в целом. Однако они пока лишены возможности возвращения в Беларусь и продления действия своих паспортов, получения новых паспортов, получения паспортов детьми, рожденными за пределами Беларуси. Поэтому важно найти адекватные комплексные решения на уровне ЕС, позволяющие беларусам получать документы, удостоверяющие личность и не налагающие дополнительные ограничения на свободу перемещения в пределах ЕС.

 

Политическое сотрудничество

24. Мы считаем, что основными направлениями политического партнерства демократическая Беларусь-ЕС должны стать совместные дипломатические, правовые и политические усилия по сохранению суверенитета Беларуси,  содействию демократизации страны, а также разработке Дорожной карты по Европейской интеграции Беларуси, к реализации которой страна могла бы оперативно приступить сразу после демократического транзита.

25. Мы считаем важным разработку политических и институциональных реформ для новой Беларуси, отвечающих Копенгагенским критериям, включая демократию, верховенство закона, прав человека и свободу слова.

26. Мы приглашаем национальные парламенты стран-членов ЕС и Европарламент к установлению двусторонних отношений с Координационным Советом на уровне спикеров, международных комиссий, фракций, а также в формате работы групп дружбы.

27. Мы приглашаем национальные парламенты стран-членов ЕС, а также Европарламент провести слушания по Беларуси, в которых обозначить важность сохранения суверенитета страны, а также поддержать европейский выбор демократической Беларуси. 

28. Мы поддерживаем намерения Европейского Парламента предложить статус наблюдателя для демократических сил Беларуси в Европейском политическом сообществе.

29. Мы приветствуем возможность участия в заседаниях политического комитета ПАСЕ для политических партий Беларуси. Мы рассчитываем на расширение такого сотрудничества и участие фракций Координационного Совета в таких встречах. Демократические политические партии, движения и гражданские инициативы интегрированы в европейские политические сообщества и на протяжении десятилетий, последовательно, принципиально продвигали европейские ценности в Беларуси.

30. Мы считаем важным вовлечь кадровый резерв демократической Беларуси — который сформировали и продолжают расширять демократические силы — в дискурс европейской интеграции и практики госуправления в ЕС. Соответствующие знания и опыт будущих госслужащих демократической Беларуси существенно облегчат и ускорят прохождение Беларусью пути европейской интеграции.

31. Мы выступаем за участие демократических сил Беларуси в совместных политических и дипломатических усилиях и переговорах, направленных на мирное решение регионального конфликта, связанного с агрессией России в Украине.

 

Экономическое сотрудничество

32. Мы приветствуем Комплексный план экономической поддержки демократической Беларуси на сумму до 3 миллиардов евро.

33. Мы осознаем, что Европейская интеграция и членство Беларуси в ЕС являются ключом к восстановлению экономического роста в стране. Для этого в демократической Беларуси должны быть проведены глубокие и системные реформы. Опора на европейские стандарты, европейский опыт и механизмы европейской интеграции существенно облегчат и ускорят проведение реформ, выведя страну на траекторию устойчивого развития.

34. Мы убеждены, что важным этапом на пути экономической интеграции Беларуси и ЕС должно стать вступление нашей страны в ВТО.

35. Мы считаем, что благоприятными факторами в пользу интеграции Беларуси в Европу являются торгово-экономические отношения с ЕС: в лучшие годы товарооборот со странами ЕС достигал 40% от общего товарооборота Республики Беларусь. Европейская интеграция Беларуси, включая торговую, ускоренное развитие Беларуси благодаря глубоким институциональным реформам позволят не просто возродить былой уровень торгово-экономических отношений, но и ощутимо его повысить количественно и качественно. 

36. Мы убеждены, что европейская интеграция демократической Беларуси и путь к полноправному членству в ЕС будут способствовать привлечению иностранных инвестиций, которые являются важной составляющей для развития экономики страны.

37. Мы считаем, что одним из ключевых шагов на пути Беларуси в ЕС должно стать Соглашение об ассоциации с ЕС, включающее в себя соглашение о свободной торговле. Оно заложит базис для дальнейших этапов европейской интеграции:  участия в едином рынке ЕС (которое предоставит доступ беларусским компаниям к рынку ЕС, а европейским компаниям – к беларусскому рынку, обеспечит свободное движение трудовых ресурсов и капитала),  и полноправного членства в Экономическом и Монетарном союзе. 

38. Мы признательны ЕС за то, что сегодня у тысяч беларусских предпринимателей и специалистов в сфере технологий, которые вынуждены были релоцироваться, есть возможность на практике убедиться, как работает европейский рынок. С точки зрения будущей европейской перспективы Беларуси это неоценимый опыт, когда компании уже сегодня привыкают к новым рыночным условиям, начинают работать по правилам и нормам европейского рынка.

39. Мы констатируем, что уже сегодня многие талантливые беларусы вносят свой вклад в европейскую экономику через создание дополнительного продукта и уплаты налогов в бюджет европейских государств.

40. Мы просим европейские страны воздержаться от дискриминационных мер в отношении бизнеса беларусского происхождения. Новый класс беларусского бизнеса, понимающий европейский бизнес и активно участвующий в коммерческой кооперации и установлении деловых контактов между странами, может стать проводником этого опыта в Новую Беларусь.

41. Мы считаем важным поддержать частный бизнес внутри Беларуси, который не является объектом санкций, и который должен стать основным драйвером экономического роста демократической европейской Беларуси в будущем.

Источник: Координационный Совет

© Навіны 97. Все права защищены.

Наверх